«Нет ни малейших сомнений, что это сделали чекисты-преступники из возглавляемой Янисом Рейниксом конторы», — указали на своем сайте члены общества «Народный трибунал», которое постоянно находится в поле зрения Полиции безопасности.
«Причина – 4 июля», — многозначительно пишут комментаторы на сайте трибунала.
В тот день — День памяти жертв геноцида еврейского народа, Фрейманис организовал пикет против «сионистских прислужников в правительстве». Таким образом националисты выразили протест против передачи еврейским общинам собственности, потерянной ими во время Второй мировой войны.
Как можно понять, в случайную смерть от болезни сердца после такого события друзья покойного не верят.
«Нет человека – нет проблемы»
Как ни странно, с националистами соглашается представитель противоположного лагеря: общественный деятель, президент Института европейских исследований, один из организаторов референдума за русский язык Александр Гапоненко.
— Я бы не относился с пренебрежением к версии, которую озвучивают национал-радикалы, — пишет он в своем блоге. — Своей деятельностью покойный очень сильно портил игру правящей национал-либеральной элите. Он, по простоте душевной, озвучивал то, что правящие всегда старались умолчать, но сделать. К тому же, Фрейманис совершал очень неудобные символические акты, типа празднования 1 июля дня оккупации Риги фашистами, против которых власти не могли публично возразить, поскольку сами праздновали 16 марта — День создания латышских легионов войск СС. Наконец, Улдис любил выступать в СМИ с призывами покончить с евреями и цыганами, которые «загрязняют» Латвию, и властям приходилось придумывать различные причины, по которым его нельзя было привлечь за это к уголовной ответственности как разжигателя национальной розни. Последнюю акцию празднования Дня оккупации Риги нацистами он совершил сразу же по окончанию визита Госсекретаря США Х.Клинтон в Ригу, призывал на ней не возвращать собственность еврейской общине, чего пытаются добиться американцы.
Фрейманис, конечно, проповедовал крайние человеконенавистнические идеи, но публично судить его не захотели, поскольку это подорвало бы опорные столбы нынешнего правящего режима... А так нет человека — нет проблемы.
«Если его убрали, то почему именно сейчас?»
Депутат Сейма Алексей Лоскутов, член парламентском комиссии по безопасности, обороне и внутренним делам, считает заявление соратников умершего радикала всего лишь PR-акцией:
— Это заявление далеко от действительности. Его авторы хотят привлечь внимание к себе. 20 лет прошло после обретения независимости и за эти годы позиция Фрейманиса не менялась.
Даже если это реализованная теория заговора, то почему его решили убрать именно сейчас? Эти заявления несерьезны. Сомневаюсь, что правоохранительные органы будут рассматривать заявление по существу. Это пиар-акция. Это кощунство, но Трибунал не останавливается ни перед какими громкими заявлениями, — заявил депутат в разговоре с радио Baltkom.
Борьба Фрейманиса
В последние годы Фрейманис активно участвовал в акциях ультрашовинистического характера. Так, он несколько раз являлся инициатором шествия 1 июля в честь захвата гитлеровцами Риги в 1941 году. Последний раз такое шествие состоялось в начале текущего месяца.
Участников шествия оказалось несколько десятков человек. Они прошли от Музея оккупации до памятника Свободы, к которому возложили цветы.
Чуть раньше он поразил общественность в эфире программы «Без цензуры» на TV-5. Он заявил, что памятник воинам-освободителям в Пардаугаве нужно снести. И он готов его взорвать бесплатно, во имя своих убеждений.
9 мая Улдис Фрейманис подал заявку на шествие, чтобы отметить «начало партизанской войны против оккупантов». В итоге на мероприятие собралось около 20 человек. Они стояли у Музея оккупации с плакатами «Освободителям — цветы, предателям — партизанские пули!», «Оккупанты и предатели, вон из Латвии!», «Латышский народ должен быть вооружен!». Участники акции прошествовали от Музея оккупации к памятнику Свободы.
Смерть радикала
Тело Фрейманиса нашли 7 июля неподалеку от его дома в Пурвциемсе без признаков насильственной смерти. Уголовный процесс начат не был — тело передано родственникам для захоронения.