"Почему у нас так нежно с педофилами?"
Тон на заседании задали представители центра женских ресурсов "Марта", которые представили свой анализ ситуации. А именно: в последние два года приговоры, связанные с сексуальным насилием против малолетних поражают своей мягкостью. Мало того, работники судебной системы не раз публично высказывали мнение, что более суровые приговоры не нужны (!). Они даже просили об оправдании насильников и винили их жертв.
Примеры свежих вердиктов были приведены такие:
* 30 апреля 2014 года за использование 5-летней девочки в Тукумсе судья присудил наказание, которое запросил прокурор - 2 года тюрьмы условно с проверочным сроком на 3 года;
* в декабре за растление трех несовершеннолетних девочек в Сигулдском суде обвиняемый получил полтора года условно с обязательством пройти программму пробации;
* в июне этого года Рижский окружной суд приговорил заместителя директора школы-интерната за растление малолетних и несовершеннолетних детей к условному сроку на год и 6 месяцев.
Ну, и наконец, обратимся к "лиепайскому прецеденту". Обвинитель на том процессе говорил, что мягкий вердикт справедлив, так как это "было не изнасилование, а развращение". И на этом основании он даже не счел нужным потребовать тюремного заключения для подсудимых.
"Однако любое сексуальное насилие - это особо тяжкое преступление, которое приносит жертве не только краткосрочные, но и долгосрочные эмоциональные, психологические и физические проблемы, включая пост-травматический стресс, депрессию, чувство вины, стыда, может привести к зависимости. Это серьезные нарушения, которые влияют на качество всей последующей жизни", -- указано в докладе "Марты".
В связи с этим представители "Марты" призвали осознать тяжесть половых преступлений против детей и отказаться от применения условного срока в подобных делах: "Мягкие приговоры в таких делах повышают толерантность против насилия целиком, заставляя думать, что совращение - это ничего особенного, это просто недоразумение. В конце концов, в жизни каждой девочки наступает момент, когда её кто-то щупает, что тут такого?.."
И ещё. Болезненный вопрос - срок давности. Не секрет, что многие начинают рассказывать о том, как их сексуально использовали в детстве, только уже будучи взрослыми людьми.
Так что защитники жертв считают: срок давности должен быть такой, чтобы человек вырос и смог обратиться в правоохранительные органы за справедливостью.
За отмену срока давности по сексуальным преступлениям против детей высказались также представители омбудсмена.
"Судья не прошла обучение"
Некоторое время на заседании ушло на обсуждение компетентности судей.
Так, приглашенный на заседание руководитель отдела юдикатуры Верховного суда Павел Грузниньш признал: в 2007 году ВС обработал судебную практику по поводу половых преступлений и ещё тогда в делах было много ошибок.
-- Ощущение, что не все судьи и прокуроры с тех пор в юдикатуру заглянули, до сих пор многие неверно применяют законы.
Как выяснилось далее, сейчас судьи и прокуроры у нас проходят специальное обучение, которое касается разбирательств в делах о преступлениях по половой неприкосновенности детей. Вот только конкретная лиепайская судья это обучение не прошла. Она отправится на него только в сентябре.
Если вам, вам уважаемый читатель, интересно, сколько таких судей и прокуроров, которые ещё не прошли обучение, то ответим: много. Дело в том, что согласно проекту, все должны пройти курсы только к 31 декабря 2017 года. А пока - переходный период...
Депутат Андрис Берзиньш в свою очередь заявил:
-- Обучение -- вещь, конечно, хорошая. Но может подумать о создании мест судей и прокурорах по семейным делам и правам детей? Такое есть в мировой практике. Ведь курсы - послушал, что-то услышал, что-то нет. Между тем, количество сексуального насилия против детей увеличивается, такова сейчас тенденция. При этом, преступления - латентные. До судов доходят далеко не все случаи. Так что нужно не только наказание преступников, но и пробация, лечение, а также - более длинная реабилитация для жертв насилия. Ведь они проходят 2 месяца реабилитации и все. Однако изнасилование - это травма на всю жизнь. У таких жертв есть очень большая вероятность самим стать преступниками, чтобы отомстить. Мы как-то об этом забываем.
Представитель инспекции по защите детей, в свою очередь, тоже признала: на практике полицейские и судебная система плохо понимает жертв насилия. Как результат - очень мягкие санкции.
Что решили
До чего в итоге договорились? Министерству юстиции поручено из всех прозвучавших предложение подготовить свое видение, как изменить ситуацию. Министр юстиции Дзинтарс Расначс уже заявил, что у него нет принципиальных возражений против отмены срока давности по половым преступлениям.
Последние принятые поправки к Уголовному закону предусматривают, что срок давности за тяжкие или особо тяжкие преступления против несовершеннолетних составляет 20 лет. "Если мы хотим его продлить, это вопрос политической воли. Министерство возражать не будет", - сказал Расначс.
Свои меры по улучшению общей ситуации Минюст должен подготовить к 8 сентября.
Прокуратура подала протест на решение Лиепайского суда
Сегодня старший прокурор Курземской окружной прокуратуры подал апелляционный протест на решение Лиепайского суда, сообщила пресс-секретарь прокуратуры Айга Эйдука. Решение опротестовано в части о наказания, которое сочтено слишком мягким.
В протесте высказаны претензии к аргументам суда, которые легли в основу для применения в качестве меры наказания принудительных работ к обоим обвиняемым. В протесте изложена просьба о применении более жесткого наказания - лишение свободы.
В середине июля старший прокурор уголовно-правового департамента Генеральной прокуратуры поручил старшему прокурору Курземской окружной прокуратуры проверить законность приговора и действий прокурора-обвинителя по делу против сына и отца о совращении малолетней девочки.
Для справки: "дело лиепайских педофилов"
Как сообщалось, мужчины, 48-летний Евгений и его 22-летний сын, совершали сексуальные действия в отношении девочки с 2009 по 2014 год. Оба являются близкими родственниками потерпевшей, пишет газета «Курземес вардс».
Ранее мужчины не попадали в поле зрения полиции. Суд приговорил отца к 240 часам принудительных работ и надзору сроком на один год, а сына - к 200 часам принудительных работ. Также они должны вернуть государству компенсацию в размере 1120 евро, которая была выплачена потерпевшей, и оплатить судебные издержки.
Приговор вызвал возмущение в обществе как чрезмерно мягкий.
Цифра
В этом году за совращение несовершеннолетних по 162-й статье Уголовного закона было осуждено 37 человек, сообщила сегодня на заседании юридической комиссии Сейма представитель Министерства юстиции Инита Илгажа.
Чаще всего к осужденным по этой статье в качестве меры наказания применяется тюремное заключение на срок от года до трех лет, второй наиболее распространенной мерой являются принудительные работы.
Николай Кудрявцев, "Вести сегодня"