"Не так легко найти специалиста"
Обвинения были выдвинуты против четырех лиц – Угиса Магониса, Эдвина Берзиньша, Айвара Стракшаса и Эрика Шмукста.
Но, в отличие от остальтных, Шмукстс предприятие не покинул. Правление решило назначить его исполняющим обязанности технического директора.
Председатель совета предприятия Янис Ланге, в свою очередь, заявил, что не знал, что после отставки Шмукстс продолжит работать на предприятии на директорском посту. Правление проинформировало об этом позднее. При этом Ланге считает – главное, что Шмукстс больше не представляет предприятие в статусе должностного лица:
«Председатель правления обратился к совету и проинформировал, что Шмукстс отработал в LDz более 30 лет, а учитывая его контакты с зарубежными железнодорожными компаниями, чтобы обеспечить грузовые перевозки, такого компетентного кадра нужно сохранить в структуре LDz. Мы, конечно, призвали правление LDz искать замену, но, как мы поняли, найти эти компетенции где-то еще не так и легко»
Совет объявил конкурс на оставленное Шмукстсом кресло члена правления по вопросам технической эксплуатации, но не нашло приемлемых кандидатов. Сейчас эта должность ликвидирована.
В LDz также отмечают: к Шмуктсу не применены меры пресечения, которые не позволяли бы ему работать директором. В то же время предприятие подчеркивает, что он является только исполняющим обязанности, а на эту должность, возможно, придется объявлять конкурс.
Скоро суд
Шмукста и других обвиняемых по делу будут судить в конце апреля в Курземском районном суде в Лиепае. Судьей по этому делу назначен Ренарс Юрмалис.
Прокуратура передавала это дело в Рижский городской суд, но тот решил перенаправить его в Лиепаю, поскольку там суд менее загружен. Уголовный закон допускает передачу дела в другой суд, если это ускорит его рассмотрение. В Рижском городском суде пояснили, что судья Анита Дзерве, которой сперва было передан этот процесс, уже рассматривает 43 дела, в то время как на рассмотрении у судьи Ренарса Юрмалиса находятся 14 дел.
Что вменили руководству LDz
На протяжении десяти лет руководители LDz занимали не только посты членов правления, но и президентов или вице-президентов предприятия. На должности в Совете президентов были заключены трудовые договоры, которые дают различные преимущества – например, уволить работников не так просто, как отозвать членов правления. Трудовые договоры также обеспечивали, что в случае увольнения можно получить внушительные компенсации за то, чтобы не работать у конкурентов, что часто и происходило.
Ревизия Госконтроля от 2020 года показала, что за дублирование должностей руководители могли получать дополнительный доход за одни и те же обязанности. После заявления министра сообщения Талиса Линкайтса («Консервативные») прокуратура начала уголовный процесс. Следствие вело Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией.
В ходе уголовного процесса было подсчитано, что в 2013-2019 гг., пока не был ликвидирован Совет президентов, государству был нанесен ущерб в размере 1,5 млн евро. Более детальных комментариев по делу прокуратура не предоставляет, но подтверждает, что в эту сумму входят и ежемесячные зарплаты, и компенсации в связи с разрывом трудовых отношений.
Николай Кудрявцев, "Сегодня"