Как это делается
По данным Daily Mirror, кражи гуманитарной одежды и ее продажа приносят восточноевропейской группировке до 12 миллионов фунтов в год (9,53 млн. латов). Лидируют в этом криминальном бизнесе литовцы, но в поле зрения правоохранительных органов Великобритании постоянно попадают и граждане Латвии.
Техника зарабатывания денег на гуманитарной помощи проста. Чаще всего вещи банально крадут со складов благотворительных организаций. Такие базы практически не охраняются — местным предпринимателям и сотрудникам благотворительных компаний раньше и в голову не приходило, что кому–то придет мысль зарабатывать на благотворительности.
Однако этим активно пользуются прибалтийские преступники — и вывозят таким образом тонны собранных вещей, которые находятся в отличном состоянии. Кроме того, в Великобритании принято оставлять вещи для благотворительных организаций возле входных дверей своих домов. Их также подбирают наши соотечественники. Мошенники пошли ещё дальше: раскидывают по почтовым ящикам листовки с призывом отдавать вещи на благотворительность и указывают в них свои координаты.
Однако, как только вся эта гуманитарная помощь оказывается в руках преступников, она тут же вывозится в Восточную Европу и продается, в том числе и в Латвии, по цене 600 фунтов за тонну. Так многие вещи, собранные для того, чтобы поддержать детей или больных неизлечимыми недугами, оказываются, в том числе, в наших "секонд–хендах".
Как признались в благотворительной организации Clothes Aid, они в курсе, что 15% всех пожертвований попадают совсем не в те руки, кому предназначались. За последние пять лет эта компания получила 3 321 сообщение о краже мешков с вещами, по факту 1 392 случаев было начато следствие. В Clothes Aid прекрасно понимают, что речь тут идет не о ворах–одиночках, а об организованной преступности. Был даже случай, когда сотруднику организации, который собирал одежду, угрожали ножом.
В свою очередь в полиции говорят, что бизнес на гуманитарной помощи приносит преступникам баснословный доход. В последнее время было задержано несколько руководителей таких банд, при этом они передвигались на очень дорогих машинах класса "люкс". Впрочем, в той же Clothes Aid считают, что все сливки все–таки снимает верхушка, а те, кто непосредственно крадут вещи, получают за свою работу гроши.
Daily Mirror обратилась за комментарием также в детскую благотворительную организацию NSPCC. Ее директор Пол Амади рассказал, что в последнее время кражи одежды, которой сдают на благотворительные цели, постоянно растут. Скажем, в 2010 году благодаря этой гуманитарной помощи организация смогла выручить 1,3 млн. фунтов, и все деньги были потрачены на британских детей.
Примечательно, что в прошлом году полицейские, устроив облаву на одном из заводов в Рейнхеме (графство Эссекс), задержали грузовик. Его кузов был набит крадеными гуманитарными вещами: 4 тонны — на общую сумму в 3 тысячи фунтов — как раз принадлежали детской благотворительной организации NSPCC. А в кабине лежали листовки с призывом отдавать вещи благотворительной организации Breakthrough Breast Cancer, которая помогает больным раком груди. При этом фирма, которая собирала в Великобритании одежду и которой принадлежала машина, была зарегистрирована на имя литовца. Но у этой организации с хозяином листовок не было никакой связи.
Спустя время полицейские вновь устроили облаву на этом складе — и был задержан еще один грузовик с гуманитарной помощью и водитель из Польши. Еще 7 тонн одежды в мешках NSPCC были найдены в городе Истли (графство Саутгемптон). Полицейские считают эти задержания большим достижением, однако масштабы краж остаются шокирующими…
Обороты растут
Чтобы как–то остановить прибалтийских мафиозных боссов, Государственное бюро по предотвращению мошенничества организовало в лондонской полиции совещание. На нем стражи порядка признали, что эти преступления отличаются особой бессердечностью и бесчувственностью, и поставили задачу раскрыть сеть преступников. При этом британские стражи порядка делают вывод: магазины "секонд–хенд" в странах Восточной Европы ввиду затянувшегося кризиса переживают покупательский бум. А значит, аппетиты преступников будут только расти.
Скажем, в Латвии официальные данные говорят о том, что в прошлом году оборот магазинов, торгующих подержанной одеждой, вырос на 133%. Такая же ситуация и в Литве. Поэтому пока есть спрос на вещи из Великобритании, литовско–латышские группировки будут активно красть там одежду.