Пока неизвестно, будет ли обвинение обжаловать этот вердикт.
В чем суть дела
В прошлом декабре сержант латвийской армии Владимир Бакулин вернулся из Афганистана. Чуть позже, когда проверили его вещи, у солдата нашли пистолет Glock 17 с пустым магазином и 4 патрона от штурмовой винтовки. Этого оказалось достаточным не только для служебной проверки, но и для начала криминального процесса.
Точка зрения его защиты: это случайность, он просто не заметил. Обвинение настаивает: это он сделал совершенно сознательно. А вот пресловутое общественное мнение, которое заинтересовалось этим процессом, смотрит на ситуацию под таким углом: "Делать нечего прокуратуре, только ловить людей из-за 4 патронов!".
Адвокат: "Пусть его проверят на детекторе!"
Адвокат Бакулина – Эдгар Бутис – на одном из прошлых заседаний потребовал, чтобы его подзащитного проверили на детекторе лжи. По мнению защитника, полиграф докажет, что Бакулин не знал, какие вещи везет, и точно не намеревался провозить ничего противозаконного контрабандой. Однако судья Якобсоне эту просьбу отклонила. По мнению судьи, доказательств в деле достаточно.
По рассказу свидетелей – солдат военной полиции, которые и нашли в вещах Бакулина патроны, — перед обыском Бакулин не выглядел взволнованным, он сам открыл карман, из которого выпали патроны. Только после этого он заволновался и сказал, что патроны остались после стрельб.
Кстати, прямой командир Бакулина – норвежец – выразил желание тоже приехать в Латвию и дать показания. Он в своем письме указал, что совершенно не понимает, какие претензии возникли к сержанту.
Свои показания на одном из прошлых заседаний дали ещё два свидетеля. Первый – Андрис Шнейдерс – бывший в 2008 году командир делегированных в Афганистан латвийских военных. Он рассказал суду, что в то время как раз проходила смена контингента в Афганистане. Перед выводом военные, согласно специальным документам, должны были сдать свои вещи в определённый контейнер. Оружие и патроны, конечно, можно было вести и при себе, но для этого заранее нужно было подписать определённые документы.
– Лично я не контролировал вещи в этих контейнерах. После стрельбищ Бакулин должен был сам себя проверить и сдать всё нужное. О том, как он ввёз муницию в Латвию, мне ничего неизвестно. Вообще у него был другой начальник – капитан Харлапенков.
Со слов бывшего командира, инструктаж солдат в Афганистане проводился лишь в устной форме. А процедура проверки как военного начальства, так и обычных солдат ничем не отличается.
– У меня был похожий случай в своей практике. Так получилось, что я вернулся домой раньше, чем моя сумка. Через некоторое время и она прибыла в Латвию. Позже выяснилось, что её в Афганистане проверили на сканере и там тоже обнаружился один патрон. Видимо, случайно попал. Тогда всё уладили нормально.
Вторым выступил свидетель со стороны защиты – бывший боевой товарищ Бакулина Евгений Пуданс. Он рассказал суду, что между ним и Владимиром были исключительно рабочие отношения. С июня по декабрь 2008 года они вместе служили в Афганистане. Были командированы к норвежцам, под предводительством которых и несли службу. По приезду в Латвию свои вещи они получили не сразу, а лишь весной 2009 года. Хорошо помнит тот момент, когда из жилетки Бакулина выпали эти четыре злополучных патрона во время обыска. Он тогда стоял в каких 10 метрах от Владимира. Но подробностей того, откуда взялись эти патроны, совсем не знает.
Чуть позже ясность в дело попытался внести сам Бакулин:
– Во время службы в Афганистане мы работали в качестве механиков – чинили военные машины. Конечно же, участвовали в военных стрельбах. Откуда взялись эти патроны в Латвии? Да толком и пояснить не могу! Наверно, это дело случая, не специально так вышло. Я же был уверен, что там ничего нет. Ведь контейнеры эти пришли к нам только через три месяца, а до этого мы все проходили многочисленные проверки и везде всё было чисто. Это вообще была не первая моя поездка. Но вот в такой ситуации я оказался впервые. Писал потом объяснительные, пытаясь доказать, что я невиновен.
В общем, вины своей Бакулин до сих пор не признаёт.
Прокурор: "Закон есть закон"
Во время дебатов прокурор Андрей Мельников сказал следующее:
– Я надеюсь, что вскоре мы закончим этот обычный процесс, который вызвал такой большой ажиотаж. Много хороших слов было сказано об,обвиняемом, но вопрос остаётся в следующем: как человек с образованием и большим опытом работы в данной сфере не смог принять правильного решения. Что касается наказания, что тут уж свою роль сыграли многие факторы: и показания свидетелей, прямо указывающих на содеянное Бакулиным, и то, что он не признаёт своей вины. Я прошу суд признать обвиняемого виновным и назначить ему наказание в виде года условно и денежного штрафа в 5 минимальных зарплат без конфискации имущества.
Суд: "Оправдать!"
И вот сегодня суд вынес своё решение в этом деле: экс-сержанта Бакулина полностью оправдать по всем статьям.
Для справки. Во время службы Владимира дома ожидали четверо членов его семьи: жена Сандра, дети Леон и Даниил (2003 и 2006 г.р. соответственно) и мать Ирина Бакулина – инвалид второй группы. 9 марта этого года Бакулин-старший по взаимному соглашению с командиром написал увольнительную. В данный момент безработный. Ему полагается военная пенсия, но пока он находится в процессе ожидания оной
На фото: обвиняемый Владимир Бакулин со своим адвокатом Эдгаром Бутисом.