В суд уже была направлена просьба о приглашении на заседания ряда свидетелей. Среди вызванных: президент Банка Латвии Илмар Римшевич, бывший президент Банка Латвии Эйнар Репше, председатель Комиссии рынка финансов и капитала Ирена Крумане.
Также судом будут допрошены: экс-председатель Комиссии рынка финансов и капитала Улдис Церпс, заместитель председателя Комиссии рынка финансов и капитала Янис Бразовскис, член совета Комиссии рынка финансов и капитала Янис Плацис и действующий советник правления Latvijas Hipotēku un zemes banka Инесис Фейферис.
Красовицкий: «Деньги все равно не вернутся, банк обанкротят»
Однако один из бывших совладельцев Parex — Виктор Красовицкий в разговоре с Телеграфом выразил безразличие к дальнейшей судьбе своих вкладов в субординированный капитал.
— Мне уже практически все равно. Ведь понятно, что эти деньги уже ни к кому не вернутся, а банк будет обанкрочен, — сказал он, уточнив, что закрытие Parex banka, скорее всего, юридически не будет обставлено как банкротство. — Это вызвало бы слишком большой скандал. Скорее всего, у него просто заберут банковскую лицензию и преобразуют в фонд. Полагаю, случится это к лету следующего года.
Суть иска банка против экс-владельцев
30 июля 2010 года Parex подал иск против бывших членов правления банка Каргина и Красовицкого, требуя возмещения ущерба, который был причинен банку в период их работы.
В Parex banka пояснили, что вывод об ущербе можно сделать из результатов проведенных юридических и финансовых исследований и детального и компетентного анализа всех обстоятельств, которые по заказу банка провели финансовые консультанты латвийского и международного масштаба: бюро адвокатов Herbert Smith LLP (Лондон), аудиторская компания KPMG LLP (Лондон) и бюро присяжных адвокатов Eversheds Bitаns (Латвия).
Одновременно в рамках данного иска банк требует от Каргина и Красовицкого возмещения убытков в связи с нарушением заключенного в ноябре 2008 года договора вложения.
Как можно понять из предыдущих заявлений, путем подачи иска в суд и ареста имущества банк пытается уклониться от выплаты экс-владельцам процентов по их вкладам в субординированный капитал. Эти вклады, как считает новое руководство банка, крайне невыгодны для учреждения. Претензии к ним были озвучены еще прошлой осенью — по результатам ревизии Госконтроля.
Было констатировано: даже после перехода банка в собственность государства экс-владельцы должны были получать примерно 380 000 латов в месяц в виде процентов по вкладам в субординированный капитал банка. То есть сохранилась крайне благоприятная для г-д Каргина и Красовицкого ситуация, которая существовала с середины 90-х. А именно: согласно депозитным договорам, заключенным еще в 1995 году, основателям выплачиваются дивиденды в размере 24% в год — и так 37 лет.
То есть фактически владельцы и руководители банка получали ежемесячную зарплату и не платили с нее никаких налогов. Кроме всего прочего, упомянутые вкладчики имели право в любой момент увеличивать или уменьшить сумму вкладов, а также переводить вклады в любую свободно конвертируемую валюту, а сами проценты по вкладам ежемесячно и регулярно зачислялись на счета вкладчиков, словно зарплата.
Валерий Каргин только по процентам в 2007 году получил как минимум 3,35 млн латов, а в 2008-м — 2,52 миллиона. Суммы, выплаченные Виктору Красовицкому, составили 1,24 млн латов и 0,76 млн латов, а вот его спутница жизни Нина Кондратьева в 2007 году получила 2,1 млн латов, а в 2008-м — 1,67 миллиона.
В свою очередь бывшие члены правления банка категорически не согласны с такими заявлениями и считают это ложью. Они готовятся доказать в суде, что о существовании таких депозитов были проинформированы учреждения по надзору за банками и налоговая администрация.