Дело это слушается за закрытыми дверьми по просьбе представителя Гилиса — Юриса Маринса, поскольку оно "затрагивает вопрос здоровья, а медицинские данные не подлежат разглашению".
— А я согласна на разглашение данных! — посоветовавшись со своим адвокатом тогда заявила Симсоне. — Мою медицинскую историю и так вся Латвия знает...
Судья Квеска, однако, решил прессу все-таки удалить. Процесс начался, но практически тут же был тоже отложен на неопределенное время – пока обвиняемый пройдет психологическую, психиатрическую и общую проверку. Эта экспертиза назначена по просьбе защитников Гилиса — так как у врача обнаружились прогрессирующие заболевания, связанные с этим нервным процессом.
Суд возобновился только через год. Сегодня, как нам пояснил защитник Айи Симсоне адвокат Оскар Роде, суд завершил рассмотрение доказательств обвинения. Однако, как мы поняли, дело пока далеко от завершения:
— Есть определенные осложнения, но пусть их оценивает суд, — пояснил нам г-н Роде, отказавшись от более подробных комментариев -— тайна следствия.
В чем суть обвинений
13 января 2005 года в полицию поступило заявление от хирурга Яниса Гилиса, в котором тот указал, что является жертвой угроз со стороны бывшей пациентки, причем еще с мая 2004 года. В общей сложности А. Симсоне вымогает у него 65 тысяч латов. А в случае отказа платить обещает обнародовать компромат на него. Проверка заявления была поручена Управлению по борьбе с организованной преступностью, сотрудники которого возбудили уголовное дело по факту вымогательства (ч. 2, ст. 183). В тот же день Симсоне была задержана.
Вот какова позиция д-ра Гилиса по этому делу:
— Пластическая операция г-жи Симсоне состоялась в 2002 году. После нее не было выдвинуто никаких претензий. Они появились лишь 13 мая 2004 года, когда Айя Симсоне пришла к нам в клинику (официально, то есть записавшись на прием) и предъявила практически целый прейскурант: «билеты на самолет, пребывание в парижском отеле, операция — 19 555 евро». В ответ на наше недоумение она разъяснила, что операция в клинике прошла неудачно. И что ей пришлось все исправлять у французского хирурга. Поскольку до этого нам не приходилось слышать от нее нареканий, ей в требовании было отказано. Официальных обращений в правоохранительные органы или суд с ее стороны, кстати, так и не последовало...
Симсоне: "Это была провокация"
А вот что по этому поводу рассказала нам сама г-жа Симсоне:
-— Янис Гилис в течение целого года после операции, которая принесла мне столько вреда, вообще не желал меня слушать. Он смеялся мне в лицо и говорил: «У вас все в порядке!» При этом французский врач, к которому я обращалась за помощью уже после Гилиса, сказал мне, что у них за такое проведение операции человека могут привлечь к ответственности... У нас же доктор может вести себя совершенно не по-джентльменски, что бы он ни сделал. Я чувствовала абсолютную незащищенность, не понимая, есть ли у нас хоть что-то, за что отвечает врач, а не пациент? И вдруг Гилис начал сам мне постоянно звонить. И предлагать деньги, которые я истратила на ликвидацию последствий операции. Он все время предлагал лично привезти и вручить мне компенсацию — без всяких документов, чека, расписки. Для меня очевидно, что это была просто спланированная провокация. Со мной лично ему встретиться не удалось, но провокация все же произошла — он представил попытки получить компенсацию с моей стороны как вымогательство...
Жертвы пластики
В рамках рубрики "Расследование "Недели" журнал опубликовал истории других пациенток доктора Гилиса, у которых возникли претензии к хирургу. К примеру, 51-летняя Гунта рассказывала, как за 4 с половиной тысячи латов в клинике Яниса Гилиса ей была сделана операция по подтяжке кожи лица. «Теперь я плохо слышу, в ушах как будто вата. Уже год продолжаются головные боли, левый глаз стал хуже видеть», — жалуется дама на результаты. Вдобавок ей отказались вернуть заплаченные деньги, мотивируя тем, что «все в порядке». Экспертиза MADEKKI также не нашла никаких нарушений в ходе операции.
Другая женщина — Сармите, — легла в клинику к Гилису удалять рубец и в итоге умерла от сепсиса. Упомянутая выше экспертиза MADEKKI на сей раз констатировала нарушения, но напрямую со случившимся несчастьем их не увязала.
В номере «Недели» от 3 февраля некая 45-летняя Лиене рассказала, как после операции (подтяжка кожи, лазер) в клинике Гилиса у нее начала пухнуть левая нога. Женщине пришлось обратиться в «Гайльэзерс», где у нее констатировали тромбоз. На вопрос газеты, не собиралась ли Лиене как-то оспорить действия доктора Гилиса, она ответила, что уже раньше сталкивалась с «единым фронтом врачей». И что это такое испытание, на какое человек второй раз добровольно не пойдет.
Промежуточный финиш
Следующее заседание в уголовном деле «о пластическом рэкете» назначено на 14 декабря.