Согласно тому, что было озвучено в программе, в письме Минэкономики среди прочего упоминается, что SIA Ventamonjaks, реальным бенефициаром которого является находящийся под санкциями российский олигарх Дмитрий Мазепин, имеет уникальную инфраструктуру - это крупнейший экспортно-импортный терминал для экспорта жидкого аммиака в Балтийском море. Таким образом, созданная в Латвии инфраструктура для перевалки и хранения минеральных удобрений важна и за пределами Балтики.
«Учитывая, что в Латвии такая инфраструктура уже есть, останавливать терминал Ventamonjaks было бы бесхозяйственностью», — говорится в сообщении, цитируемом в письме. В письме также поясняется, что вывоз с терминала технологического сжиженного аммиака означает закрытие терминала навсегда, так как для его запуска потребуются большие капитальные вложения и не менее года.
В письме также говорится, что практика Литвы и других стран Европейского союза (ЕС), таких, как Хорватия, Польша и Румыния, показывает, что можно создать правовую базу, чтобы компания, находящаяся под санкциями, могла продолжать свою деятельность, не нарушая санкции.
В послании Минэкономики также говорится о возможности создания «брандмауэра» для компаний, подпадающих под санкции, тем самым убирая влияние подсанкционного лица в компании.
«Министерство экономики считает, что сотрудничество между Ventamonjaks и [литовским производителем фосфорных удобрений, косвенным владельцем которого является попавший под санкции российский олигарх Андрей Мельниченко] Lifosa будет иметь явные преимущества, в том числе сокращение дефицита минеральных удобрений в странах Балтии, что позволит сократить их цены в регионе, а также потенциально приведет к снижению цен на сельскохозяйственную продукцию и продукты питания. Это также соответствует позиции Европейского союза по предотвращению применения мер, которые могут привести к нехватке продовольствия во всем мире», – говорится в программе, цитируя письмо Минэкономики.
Также в программе упоминается, что в письме указано, что до сих пор деятельность упомянутых компаний в значительной степени была связана с доставкой грузов из России, но теперь компании готовы изменить свою направленность, например, Lifosa хочет закупать аммиак не российского происхождения — из Тобаго и Тринидада, а также из США.
Министр пояснил программе, что в письме министерство хотело указать на примеры из других стран. «Конечно, учитывая вызовы, в том числе и в отрасли минеральных удобрений и ожидаемый следующий сезон, который пока не принес хороших новостей, важно понимать, что мы будем делать, как мы будем это делать, сможем ли мы реорганизоваться, используя существующую инфраструктуру», — сказала Индриксоне.
Министр также отметила, что конфискация активов компании является одним из вариантов, но, судя по тому, что было указано в программе, в письме об этом не упомянуто.