Среди кредиторов – и государство, и сами работники завода. На разработку плана правовой защиты и его согласование с кредиторами предприятию дан срок до 30 июля 2018 года.
Процесс правовой защиты позволяет добросовестному должнику, оказавшемуся в сложной финансовой ситуации, восстановить платежеспособность, используя данные ему законом инструменты. В частности, в отношении должника останавливаются начатое производство по исполнению решений, кредиторы на протяжении двух месяцев не имеют права требовать продажи имущества должника, они не могут требовать его неплатежеспособности. Кроме того, с находящегося под правовой защитой должника нельзя применять неустойку и штрафные проценты.
Как сообщала передача «Личное дело» Латвийского телевидения, Рижский судоремонтный завод (АS Rīgas kuģu būvētava) переживает финансовые трудности — настолько серьезные, что миноритарные акционеры говорят о неплатежеспособности, употребляя и слова «распил» и «расхищение».
Руководство верфи ссылается на отсутствие заказов по объективным причинам. Однако работники уходят с предприятия. Многим из остающихся зарплата не выплачена с декабря, а долг компании перед бюджетом превысил миллион евро.
«Акционерное общество не отрицает, что в последние месяцы выплата зарплаты задерживается. Также задерживаются выплаты субподрядчикам. На то есть объективные причины.
Из-за затянувшегося периода холодов и неблагоприятных погодных условий заказчики откладывали заход кораблей на территорию верфи для проведения ремонтных работ на более поздний период. В результате в зимний период в производственных цехах и доках был простой», — гласит полученный «Личным делом» письменный ответ Rīgas kuģu būvētava.
Однако и сейчас, в конце мая, из трех сухих доков занят лишь один, убедилось «Личное дело». Второе судно стоит у причала — и всё.
По словам бывших и нынешних сотрудников компании, проблемы с перечислением зарплат также появились не зимой, а гораздо раньше. По словам Геннадия Слёзкина, теперь уже бывшего руководителя отдела судостроения, задерживать выплаты начали еще весной прошлого года. Происходящее на заводе он называет произволом и беззаконием: «Есть случаи, когда человек спрашивает у членов правления, когда ему выплатят зарплату, а в ответ получает насильственный вывод с территории завода».
«Денег нет, говорят, работайте! Перевели на 4 часа, потом на 2 часа (в день, т.е. на четверть ставки). Как можно существовать, работая 2 часа, и еще и не получать за это?» — сетовала в разговоре с «Личным делом» конструктор Rīgas kuģu būvētava Вера Шашина.
По данным Трудовой инспекции, в прошлом году на верфи было в среднем занято 462 человека. С декабря прошлого года зарплаты не получили три четверти — 352 сотрудника.
Информации о том, что долг перед ними погашен, у Инспекции пока нет.
«Расхищением» и «распилом», в свою очередь, называют действия правления миноритарные акционеры компании со 105-летней историей. Они напоминают: только за последние 12 месяцев против верфи было начато 5 процессов неплатежеспособности. Каждый раз заводу удавалось договориться с заявителем.
«По сути, завод должен начать процесс неплатежеспособности или правовой защиты. Но [члены правления] этого не делают, потому что хотят продать завод по частям, — указал «Личному делу» Рейнис Берзиньш, юридический представитель акционеров. Доки завода, считает он — основной актив предприятия: «Они чего-то стоят. Но если их продавать через процесс неплатежеспособности, как положено, то будет официальный аукцион. Деньги, полученные с аукциона, пойдут в первую очередь работникам. На налоги и т.д. Тогда у основного акционера Василия Мельника и его семьи ничего не остаётся. И им это не нравится».
За последний год акции судоверфи упали в цене на треть, выяснило Русское вещание LTV7. Предприятие до сих пор не подало бирже аудированный финансовый отчёт за полный прошлый 2017 год, в связи с чем биржа применила к заводу надзорный статус. Это — сигнал участникам рынка. Оборот верфи за 9 месяцев прошлого года по сравнению с тем же периодом в 2016-м снизился почти на четверть. Убытки составили 774 тысячи против прибыли в 481 тысячу годом ранее. Судоверфь серьёзно задолжала и государству, и работникам, указывает «Личное дело».
«Начиная с 2017 года динамика налоговых задолженностей — рост. Сейчас общий долг Rīgas kuģu būvētava превышает 1 млн. евро. Это налоги на рабочую силу. В последние годы предприятие в год налогов на рабочую силу платит примерно на 2 млн. евро.
Для компании такого размера долг в миллион — это не чрезвычайный риск.
Но мы следим за динамикой долга», — подтвердила Санта Гаранча, глава Управления налоговых взысканий Службы госдоходов. Ее ведомство также наложило запрет на ряд действий с имуществом верфи.
Трудовая инспекция, в свою очередь, с начала этого года получила уже 14 жалоб от сотрудников завода, главным образом — на задержку зарплат.
«Рассматривая эти дела, мы запрашивали документы, объяснения, почему не платят зарплату. В прошлом году уже неоднократно наказывали предприятие. И в этом году тоже... — рассказала Байба Пукюкалне, главный госинспектор Инспекции. — Там ситуацию объясняют нехваткой заказов».
Компания теряет заказчиков из-за небрежного отношения — и к клиентам, и к средствам, которые те переводят за выполнение их заказов, считает Геннадий Слёзкин, бывший начальник отдела судостроения. В последнее время ремонтировать суда в Риге решаются немногие, указал он: «Потому что абсолютно потеряна репутация. Нет доверия. Называются — Клайпеда, Таллин, Гданьск. Только не Рига».
Трудовая инспекция предписала Rīgas kuģu būvētava устранить нарушения до 21 июня. Если до этого дня полагающееся сотрудникам не будет выплачено, они вправе обращаться к судебным исполнителям с целью взыскать долг прямо со счетов предприятия. Если, конечно там окажется достаточно средств. Если нет, завод ждет очередной процесс неплатежеспособности. По сведениям «Личного дела», несколько работников уже готовят заявление в суд.
«Предприятие районообразующее. У нас там семьями работали и работают. И мои дедушки и бабушки, папа, брат — все там работали. И жаль, что сейчас всё так... Хорошее было предприятие...» — сокрушалась в разговоре с «Личным делом» конструктор Rīgas kuģu būvētava Вера Шашина.
Напомним, акционерное общество Rīgas kuģu būvētava было передано в частные руки в 1995 году — в ходе т.н. «народной приватизации». Фактическая власть на верфи, согласно бывшим и нынешним сотрудникам предприятия, принадлежит миллионеру и нынешнему главе Совета Василию Мельнику. Несколько лет назад, в 2014 году, он ввёл в правление свою дочь Екатерину.
Источник - rus.lsm.lv