В участке Рижской муниципальной полиции Латгальского предместья — пересменка. На пульте в эту ночь дежурят инспектор Рита и её молодой помощник Виталий.
Первые дни весны принесли полицейским и необычные сюрпризы.
– Позавчера нам удалось задержать человека, который долгое время находился в розыске. Для нас это значимое событие, — рассказывает Виталий. — Этим человеком оказалась 31-летняя женщина-воровка. Женщина даже не сопротивлялась при задержании, наверное, для неё это было шоком.
— А вчера у пешеходного перехода к Origo мы задержали женщину с малолетним ребёнком, которая просила милостыню. Её состояние нам показалось подозрительным, отвезли на экспертизу. Оказалось, что женщина была «под кайфом», то есть в состоянии наркотического опьянения. Мы передали её в руки работников Госполиции, это уже по их части.
Пресловутые сосульки-убийцы
Что для муниципалов изменилось с приходом весны?
– Основная проблема конца этой зимы и начала весны – это, конечно, снег. Во всех проявлениях. Это и нечищеные улицы и дороги, и свисающие из-под крыш сосульки, и падающие глыбы льда. За последние несколько дней каких только травм не было. Чаще всего – это переломы ног и рук, сломанные щиколотки, растяжения, ушибы пяток, к примеру, и, конечно же, сотрясения мозга. Но это больше от сосулек, упавших с крыш. К счастью, все пострадавшие живы, хотя многие сейчас и в больницах. Самое интересное, что раньше падали чаще люди пожилого возраста, сейчас – все, кроме детей.
С летающими с крыш глыбами льда ситуация вообще стихийная. Домоуправы всячески стараются оправдаться и доля правды в их словах есть. Зданий в Риге полным-полно, а вот верхолазов, кто профессионально может чистить верхотуры, — по пальцам пересчитать. Вот и приходится хозяевам домов вставать в очереди на очистку. А когда очередной кусок льда упадёт и пробьёт чью-то машину или, не дай бог, голову, озвучиваемая домоуправами причина почти всегда одна: «До нас ещё очередь не дошла, некому крышу чистить!»
При этом недовольные жильцы зачастую сами впадают в противоречие.
— Бывает, звонят нам, что грейдер (снегоуборочная машина), видите ли, громко работает, мешает кому-то своим шумом, — говорят полицейские. — Выходит, что не чистят снег – плохо, чистят – тоже плохо. Вот и пойми этих людей.
А ещё снег на крыше имеет свойство таять. Заливая при этом верхние этажи домов, чаще – довоенных «деревяшек». Первые, к кому обращаются недовольные жильцы "Московского форштата", — это опять-таки муниципалы. В общем, снег в этом году очень многим принёс хлопот.
"Персональный код? Не знаю и знать не хочу!"
Полицейский участок на ул. Лудзас отвечает за патрулирование трёх микрорайонов: Маскачки, Кенгарагса и Плявниеков. А первые два, как известно, славятся не самой спокойной репутацией. Как сообщили хранители правопорядка, с первыми днями весны — как все последние годы — на улицах стало гораздо дольше бездомных и наркоманов. С тёплыми лучами солнца они выбираются из подвалов и заброшенных домов. Погреться, на людей посмотреть, себя показать...
– Ни для кого не секрет, что ночлежки города переполнены. Вот и приходится нам решать проблемы «спящих на тротуарах». Смотрим по ситуации: если человек просто слегка перебрал и возвращается с какого-то торжества домой, но не в состоянии нормально передвигаться, мы даже до дома его довезти можем. Мы же все люди, всё понимаем... Но когда на тротуаре лежит обколотый наркоман или сильно пьяный бомж, тут уж сложнее. Вызываем «скорую». Если всё не так страшно, везём в наш участок для выяснения личности. И тут тоже варианты. В худшем случае попадаются такие, которые двух слов связать не могут, какой уж от них персональный код узнать! Общаться с такими типажами – одно мучение. Так и работаем, «весело», одним словом.
Немного полнолуния
Традиционно полнолуние отражается на объеме работ полицейских. Точнее – на количестве вызовов, по которым им нужно было выезжать.
К разговору подключается инспектор Кристина:
– Обострились семейные конфликты, чаще – с распитием спиртного и драками. К примеру, был случай, когда в одну и ту же квартиру приходилось выезжать несколько раз. Выпившего дебошира, который то пытался деньги у пожилых родителей вымогать, то избить кого-то, пришлось урезонивать почти всю ночь. Привезли его в участок, продержали три часа, а дальше — отпускать надо. Но после возвращения домой мужчина опять брался за своё. И опять родственники нам звонят... Так и ездили туда-сюда.
Увеличилось количество вечерних вызовов. И опять виной всему – алкоголь. Если раньше самыми «буйными» ночами считались ночи на выходные, то сейчас из-за роста безработицы люди пьют и буянят в любой день недели.
– И в понедельник, часов в одиннадцать вечера, нам могут позвонить недовольные жильцы, которым мешает громкая музыки из-за стенки. Мы приезжаем на место, а там – пьянка-гулянка. Нам зачастую двери не открывают. Ничего не остаётся, как фиксировать нарушения из-за стены и составлять протокол административного нарушение (о размерах штрафов см. в справке).
И ещё. По словам полицейских, пьющих женщин стало больше. Зрелище — крайне удручающее, когда дама в возрасте и даже прилично одетая, едва держится на ногах. А уж как такие дамы ругаются, когда их привозят в участок, этому ещё многие мужчины удивляются.
И вообще:
— Знаете, некоторые особо буйные «клиенты» в участке способны вывести из себя даже самого терпеливого полицейского, — признаётся инспектор Рита. – Бывают такие типажи, что от их трёхэтажного мата уши в трубочку сворачиваться начинают (они тоже получают свои протоколы административного нарушения за мелкое хулиганство). А ещё, как обезьяны начинают на прутьях клетки раскачиваться, гримасничать, плеваться в нашу сторону. Цирк, одним словом.
Справка
За шум, согласно правилам Рижской думы, в промежуток времени с 7.00 до 23.00, предусмотрен штраф частным лицам в размере до 100 латов, юридическим — в размере до 500 латов. Если же нарушение было совершено с 23.00 до 7.00, то к частным лицам применяется штраф от 100 до 250 латов, юридическим лицам — от 500 до 1000 латов.
За минувшую неделю Рижская муниципальная полиция получила 1198 вызовов. Стражи порядка в Риге задержали 175 нарушителей. Из них лиц, находившихся в розыске — 6, несовершеннолетних — 13.
Детские ЧП
"Проблемные" дети отнимают много времени у муниципальных полицейских.
Из сводки недели:
«Мне нечего есть, помогите!» — такой вызов рижские муниципалы получили в воскресенье поздно вечером от 17-летней девушки. Подросток просила полицейских отвезти ее в кризисный центр, что они и сделали. Позже полицейские сообщили о произошедшем матери девушки.
Также в ночь на понедельник полицейские в подъезде дома на ул. Кристапа встретили двух сбежавших из дома мальчиков – 11 и 12 лет. Их отвезли в отделение превенции Госполиции.
Диана СПИРИДОВСКАЯ
Игорь ИЩУК