Куда смотрят аналитики?
— Думаю, что любой юрист, ознакомившийся в прошлом году с договором с Vitronic и финансовым состоянием г-на Тейланса (а оно весьма не блестящее), мог бы сказать — быть беде. Ведь у Тейланса своих денег совсем нет, а значит, весь бизнес будет строиться на банковском кредите. Конечно, то, что рухнет Krājbanka, никто реально не мог предвидеть. Но то, что бизнес будет строиться на кредите и что г-н Тейланс с компанией будут заинтересованы как можно быстрее «отбить» деньги и еще заработать на этом — все это нормальные аналитики спецслужб должны были бы оценить. Как и то, что у г-на Тейланса весьма своеобразная деловая репутация. И предупредить наше латвийское государство о возможных проблемах. Но ничего такого, конечно, сделано не было. А если и было, то очень засекреченное.
По мнению Лато Лапсы, это одна из наших проблем: несмотря на наличие целого списка аналитических служб, предвидеть серьезные вещи у нас так и не научились.
Скандалы с KNAB — неизбежны
— Я как человек, который не обладает всей полнотой информации, не могу сказать: следующий крах ожидается там-то и там-то. Но можно не сомневаться: что-то случится. То ли KNAB что-то прошляпит, то ли оттуда-то что-то утечет.
С проблемами ведь так и не разобрались, лишь отодвинули их на задний план. То, что в KNAB порядка нет, это известно. И ничего там не изменилось: люди те же самые, надзора по-прежнему никакого. Это во-первых. А во-вторых, не изменились привычки стрелять из пушек по воробьям — других птиц они не знают. Вопрос только в том, какое из громких дел развалится и каким образом это произойдет – со скандалом или незаметно.
С другими спецслужбами — то же
— По-прежнему парламентского надзора нет, по-прежнему ребята делают, что хотят. Поэтому вопрос только в том, где и кто каким-то образом залетит или не залетит. На контрабанде, на прослушке...
Вот конкретный пример: все знали, что в SAB есть такой «неуловимый мститель» Спаранс, которого в лицо никто не знает, но известно, что он наблюдал за взрывом Вашкевича и в прошлом году появилась какая-то бумажка на него... Но стоило начаться одному бракоразводному процессу, как весь быт г-на Спаранса вышел наружу — и фотографии появились, и данные о машинах. Он в SAB стал, пожалуй, самым знаменитым лицом после Кажоциньша.
Есть нюансы и с прослушкой — у нас говорят, что «все под контролем». Но никто этому не верит. По вполне понятным причинам.
И о социальных протестах
О возможности повторения событий 13-го января Лато Лапса говорит так:
– Я искренне надеялся, что у нас о таких ситуациях кто-то что-то знает. По долгу службы или потому, что им за это платят деньги. Но понял — никто ничего не знает.
Если после «ночи булыжников» 13 января никого не уволили, все остались на постах, значит, государство решило, что это нормально. Всем как бы сказали: «Мы вам не платим деньги за что, чтобы вы реально что-то делали, а платим за то, чтобы вы имитировали деятельность». И глупо было бы думать, что эти люди вдруг с какого-то числа изменятся и решат трудиться по-настоящему, копить информацию, анализировать, делать какие-то прогнозы.
Если что-то подобное случится — «новая ночь булыжников» — то это опять будет как снег на голову.