"Мне не дали позвонить домой, связаться с адвокатом и отправили в камеру, где моим соседом оказался больной героинщик со стажем," -- жалуется Феликс. Мы решили разобраться с помощью специалистов: на что в подобном случае имеет право задержанный?
Это в американских детективах эффектно задержанному злодею герой-полицейский скажет сакраментальное: "Вы имеете право хранить молчание. Всё, что вы скажете, может и будет использовано против вас в суде. Ваш адвокат может присутствовать при допросе. Если вы не можете оплатить услуги адвоката, он будет предоставлен вам государством. Вы понимаете свои права?". Но это в Америке соблюдается "правило Миранды". (Подробнее об этом см. в главе "Правило Миранды: "Вы имеете право"). А что происходит у нас?
Магистр экономики, оказавшись в руках стражей порядка и проведя и некоторое время в камере обнаружил для себя много нового.
Ниже мы его историю рассказываем подробнее. С комментарием известного адвоката.
"От сумы и от тюрьмы..."
О себе Феликс сообщил следующее:
-- Мне 28 лет, коренной рижанин с русскими корнями, имею степень магистра в области экономики, люблю классическую музыку, шахматы и спорт, ранее никогда не был судим и не привлекался.
И вот, по его словам, по собственной доверчивости он попал в неприятную историю.
-- Я не догадывался, что делаю что-то плохое, когда помогал своему знакомому устранить неполадки с его машиной. Как оказалось позже, эта машина была в розыске и ему не принадлежала. По этой причине я и попал в полицию, где начались мои злоключения!
Тут, уважаемый читатель, отметим важное: Феликс не делает вид, что злые полицейские его зря задержали, чтобы помучить. Он вполне допускает, что для этого действительно были основания.
-- Хотел бы обратить особое внимание, что я отвечал на все вопросы оперативников и
всячески пытался им содействовать, потому что понимал: ситуация очень серьезная. В итоге оперативники получили от меня все что хотели, но о моих правах позабыли.
"Адвоката вызовешь позже"
По словам Феликса, всем кто окажется на его месте, нужно учеть: его права никто и не оспаривал. Более того: ему дали под подпись информацию о них.
-- В полиции мне вручили бумагу со статьями закона о моих правах и обязанностях
и попросили подписать, сказав, что это лишь формальность. Там все очень подробно.
В пункте 63-м этого документа десять подпунктов. В первом же из них говорилось, что: "задержанный имеет право НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО пригласить защитника, ему обязаны предоставить телефон и список практикующих юристов." Но когда я попросил вызвать адвоката, то мне ответили, что, мол, сделаешь это позже, сейчас мы занимаемся расследованием и нельзя терять времени на такие пустяки. Настаивать я не стал, так как находился в шоке от ситуации и доверял работникам полиции, надеясь, что они точно не обманут!
Как мы поняли, сейчас Феликс об этом сожалеет. Но "я же был первый раз в такой ситуации".
Впрочем проблема с адвокатом не единственная его претензия:
-- В том же документе, который я подписал, 2-й подпункт 63-го пункта информировал: задержанный имеет право сообщить домой о произошедшем. И поскольку, как сказали мне оперативники, сегодня следователя нет, и меня придется задержать на двое суток, я "изъявил желание" предупредить родителей, чтобы они не волновались. Но в ответ услышал, что позвонить смогу из изолятора. И настаивать не стал. Однако, как позже выяснилось, позвонить мне так и не дали -- ни из участка, ни из изолятора.
Целый день -- до 23.00 -- я просидел в камере участка, а потом меня перевезли в изолятор, который находится в Чекуркалнсе. Там я тоже попросил разрешения сделать телефонный звонок родителям и адвокату. Но в ответ услышал: надо было звонить из участка! А когда я сообщил, что оперативник мне порекомендовал позвонить отсюда, то дежурный сказал буквально следующее: "Тебя развели".
В общем, как понял Феликс, он теперь даже написать жалобу не может, поскольку подписал бумагу, что ознакомлен со своими правами.
-- А что я не смог ими воспользоваться, это уже никого не интересует!
С грязным бельем и с соседом героинщиком
Дальше немного прямой речи -- просто впечатления неподготовленного человека от ИВС в Чекуркалнсе:
-- При поступлении в изолятор у тебя изымают личные вещи, делают досмотр. Далее краткий врачебный опрос. Потом меня привели в камеру. Как это выглядит: две железные кровати, на них какое-то подобие матрасов и клеенок (туалет отгорожен перегородкой). Рядом маленький стол, у двери домофон.
Приблизившись к кровати, при детальном рассмотрении увидел, что белье не стиралось, видимо, с момента открытия! Я был в ужасе. Но, нажав на кнопку домофона, я не
услышал ответа, так как он попросту не работал. И не только в моей камере, а везде! Я постучал в дверь и когда появился дежурный, то попросил дать мне чистое белье. ("Если надо, я готов заплатить за эту услугу, когда выйду"). Но в ответ я услышал издевательский смех и дверь захлопнулась! Я постучал еще раз и сказал, что не могу находиться в
таким антисанитарных условиях. Ведь туалет и раковина (последняя - единственный источник питьевой воды), а так же постель находятся в таком состоянии, что неразумное животное не подойдет к ним, а уж тем более уж человек!.. На этот раз я в ответ услышал ненормативную лексику и угрозы физического давления!
После этого я понял, что лучше не спорить, ведь власть сейчас у них в руках, и постелив под голову распечатку моих прав и обязанностей, (этот лист бумаги был единственной чистой вещью), я лег спать.
Но на этом проблемы магистра экономики не закончились.
-- Ночью ко мне подселили молодого парня, с виду нормального. Однако с утра, при обходе врача выяснилось, что он героинщик с букетом серьезных болезней, опасных для жизни... Я попросил дежурного меня отселить, так как я боялся за свою жизнь и здоровье. В ответ же снова услышал смех и матерную брань. Однако в этот раз я был настойчивее и не собирался уступать. Но тут дверь открылась, и огромный мужчина в форме заявил, что сейчас разденет меня, потом изобъет и обольет водой. После чего посадит в карцер, где нет кровати, а есть лишь бетонный пол.
Оценив ситуацию, Феликс решил все же предпочесть бетонный пол соседу-героинщику.
-- Я его попросил отселить меня, пускай даже в карцер. И меня перевели. Но я выслушал столько угроз и оскорблений в свой адрес, сколько не слышал за свою жизнь!
После этого начался завтрак. И когда происходила раздача пищи, я сделал заявление, что объявляю голодовку, поскольку не готов мириться со столь хамским и неадекватным обращением! Но мое заявление осталось без внимания.
Часов в 12.00 приехал оперативник и я его попросил сообщить родителям, что я в изоляторе, но жив и пока здоров. В ответ он сказал, что у него нет с собой телефона, но чуть позже он сделает. Но, как оказалось, это была ложь!
Когда меня привели обратно в камеру, то там уже сидел новый сосед. Человек в возрасте с большим жизненным опытом. Он мне и подсказал, что заявление о голодовке надо подать письменно, о чем работники умолчали.
...Когда меня выпустили на свободу, то я узнал, что господин полицейский удосужился позвонить моим родным лишь за час до освобождения.
Мне было больно смотреть на мою маму, ведь я никогда не пропадал не предупредив и она думала о самом страшном, потому что когда она звонила в полицию, то ей так и не сказали, что я задержан.
Я понимаю, что вряд ли смогу изменить что-то, ведь органы правопорядка всегда прикроют своих слишком рьяных сотрудников. Но я бы хотел хотя бы предупредить людей, которые могут оказаться в такой же ситуации.
Комментарий юриста
Как пояснила нам известный адвокат по уголовным делам Валентина Ольхова, с подобными ситуациями ей лично приходится сталкиваться достаточно часто.
-- Это задержанные с опытом сразу говорят: "Пока не будет адвоката, разговора не будет". И все на этом заканчивается. А вот новичкам у нас рассказывают: 1) адвокат - это долго, его ждать надо, "давай сейчас все решим и пойдешь домой"; 2) это дорого. И вообще, "зачем это нужно?".
Бывает, что таким образом очень быстро появляются какие-то признательные показания. И действительно, задержанный выходит, так и не осознав сразу, в чем же он признался.
И еще. Как подтверждает г-жа Ольхова, текст с предупреждением о правах задержанного - это у нас формальность.
-- На своих правах надо еще уметь настоять.
P. S. По просьбе задержанного мы изменили его имя и фамилию.
Права задержанных (Уголовно-процессуальный закон Латвии)
Закон их определяет четко и недвусмысленно:
60.2 Основные права в уголовном процессе лица, которое имеет право на защиту:
(1) У лица, которое имеет право на защиту, есть право:
1) незамедлительно пригласить защитника и заключить с ним соглашение или использовать обеспеченную государством юридическую помощь, если он сам за собственные средства не может заключить соглашение с защитником.
2) встречаться с защитником при обстоятельствах, обеспечивающих конфиденциальность без особого разрешения ведущего процесса и без ограничения времени;
3) получить юридическую помощь от защитника;
4) в предусмотренных законом случаях попросить участие адвоката в отдельных процессуальных действиях для обеспечения защиты, если ещё не было заключено соглашение с конкретным адвокатом или этот защитник не смог явиться;
5) получить у ведущего процесса список практикующих в соответствующем судебном округе адвокатов, а также бесплатно использовать телефон для приглашения защитника;
6) быть информированным о том, какие предположения высказаны или какие подозрения появились против этого человека, или какие выдвинуты обвинения;
7) предусмотренных законом в порядке и объеме получить устный и письменный перевод на понятный ему язык;
8) давать показания или отказаться свидетельствовать;
9) в предусмотренных законом порядке, случае и сроках обжаловать процессуальные решения.
(2) Отказ от дачи показаний не расценивается как препятствие выяснению правды в деле и уклонении от досудебного процесса и суда.
(3) Дополнительные права, для задержанных, подозреваемых или обвиняемых, к которым применена мера пресечения, связанная с лишением свободы:
1) ознакомиться с теми материалами дела, которыми обосновано ходатайство применить меру пресечения, связанную с лишением свободы, до такой степени, до какой это не угрожает основным правам других людей, интересам общества и не мешает достижению целей уголовного процесса;
2) потребовать, чтобы о задержании было сообщено его родственнику, учебному заведению или работодателю. У иностранного гражданина есть право потребовать, чтобы о его задержании было проинформировано дипломатическое или консульское представительство его страны;
3) получить информацию о правах на неотложную медицинскую помощь;
4) получить информацию о максимальном количестве часов или месяцев, на какое может быть ограничена свобода в рамках уголовного процесса.
(4) Человеку, как только он получает право на защиту, тут же в письменном виде выдают и, если необходимо, разъясняют информацию о правах, упомянутых в первой и третьей части этой статьи. То, что информация выдана и, если необходимо, права разъяснены, лицо подтверждает своей подписью.
Статья 63. Права задержанного
(1) У задержанного есть права, определенные в статье 60.2 данного закона, а также права:
1) ознакомиться с протоколом задержания и получить выписку из этого закона о правах и обязанностях задержанного;
2) устно или письменно выразить свое отношение по поводу обоснованности задержания;
3) заявить отвод;
4) подать жалобу на действия должностного лица;
5) подать требование о незамедлительно проведении следственного действия, в результате которого могут быть получены доказательства о необоснованности подозрений.
(2) Без согласия задержанного не разрешается публиковать в средствах массовой информации его изображение, зафиксированное во время процессуальных действий фото, видео и другими техническими средствами, если только это не требуется для раскрытия преступного деяния.
(3) Исключен поправками от 23 мая 2013 года
Правило Миранды: "Вы имеете право"
В США во время задержания задерживаемый должен быть уведомлен о своих правах, а задерживающий его сотрудник правопорядка обязан получить положительный ответ на вопрос, понимает ли он сказанное.
Правило Миранды возникло вследствие исторического дела "Миранда против Аризоны" и названо именем обвиняемогоЭрнеста Миранды, чьи показания были исключены из материалов дела как полученные в нарушение пятой поправки. Миранда, тем не менее, был осуждён на основании других материалов дела.
Правило Миранды было введено решением Верховного суда США в 1966 году с целью обеспечения права не свидетельствовать против себя (nemo tenetur se ipsum accusare). С тех пор любая информация, полученная от задержанного в ходе допроса до того, как ему были зачитаны его права, не может считаться допустимым доказательством.
В последние десятилетия XX века, по примеру США, аналогичные правила были приняты во многих других странах.
В Евросоюзе рассматривается предложение о введении универсальной формы — печатного уведомления о правах, которое действовало бы на всей территории стран-участниц Евросоюза. Тем не менее, существуют серьёзные препятствия на пути этого нововведения. Во-первых, законодательства европейских стран сильно различаются между собой. Во-вторых, сама форма не лишена недостатков. Самым серьёзным из них, по мнению противников, является отсутствие права на молчание, по сути, самого главного из прав.
Николай Кудрявцев "Вести сегодня"
На снимке: тот самый документ о правах задержанного, который Феликс взял с собой в камеру. "Извиняюсь, что такой мятый. Но он был единственной чистой вещью, которую можно было подстелить под голову"