Обыск и допрос
По словам бизнесмена, "финансисты" особенно интересовались его предприятием, связанным с металлообработкой. Подробности он пока не комментирует. Но многое становится ясным, если обратится к публичным базам данных.
Итак, Марису Дзенитису принадлежит 33,3% процента долей на 1,63 млн евро в предприятии по производству бронзового литья KMM Metāls. Оборот этой компании в 2012 году составил 87 млн евро, а прибыль - 562 361 евро. Кроме того, у фирмы 24 активных залога, из которых в 18 случаях фирма находится в статусе должника.
Проблемы компании очевидны: в 2009 году компания воевала с банком SEB после отказа в финансировании экспорта и просьбы остановить кредитную линию на 800 000 евро.
Уже тогда возникли предположения, что все капиталы Мариса Дзенитиса и его партнеров - только на бумажные. Ведь доли в предприятиях были заложены.
"Свидетелей не имеют права обыскивать"
Но вернемся к событиям минувшей недели. Дзенитис нам рассказал, что финансовая полиция провела аудит ряда предприятий, с которыми он связан, и некоторые процессы пока не закончены. Предприниматель также сообщил: к нему применен статус свидетеля, и он дал все показания, которые требовала полиция. При этом он не скрывал своего возмущения:
-- Что это за обыск? Пришли ко мне домой, сломали сейф. Внутри нашли только инструкцию по пользованию сейфом. Дело в том, что с момента покупки я им не использовал, код не вводил, поэтому даже не знал, что там внутри.
Потом меня без всякого основания меня повезли в Ригу для допроса. И там уже задавали вопросы, указав, что я являюсь свидетелем. Вообще-то, это нарушение - уголовно-процессуальный закон не предусматривает обыск свидетелей... Если бы я был обвиняемым, мог бы пригласить на это собеседование адвоката. А как свидетель - нет.
О чем спрашивали? Да о том, что и так находится в открытом доступе в Регистре предприятий: в каких предприятиях я совладелец, где я член правления, какие сделки провел, чем предприятия занимаются.
В Юрмальской думе грядет переворот?
В разговоре с нами бизнесмен заявил, что считает свой допрос сведением политических счетов.
-- Все дело в том, что я человек политически активный. Не секрет, кто мои политические оппоненты. Сейчас они "в позиции", во власти в Юрмальской думе. Но, видимо, предприниматели в этом городе поделены на плохих и хороших, я, судя по всему, нахожусь во главе списка плохих.
Результат такой: мне и моим знакомым бизнесменам мешают всеми доступными способами. Взять хотя бы последний случай: согласитесь, что дача свидетельских показаний по какому-то уголовному процессу - это не такая уж важная вещь. Ведь по нему нет ни обвинений, ничего. Однако как только закончились следственные действия в моем доме, через полчаса приехали журналисты TV3. Поэтому совершенно очевидно: с самого начала была цель - сделать все это публичным.
Почему все это происходит именно сейчас? По версии самого Мариса Дзенитиса, в Юрмальской думе грядут перемены. А точнее - смена власти. В связи с этим и применяются силовые меры,
Промежуточный финиш
Пресс-служба СГД, тем временем, не подтверждает и не отрицает обыски в доме Дзенитиса и вообще не предоставляет комментариев по делу.
Чем известен Марис Дзенитис
Бизнесмен в прошлом году на муниципальных выборах баллотировался в Юрмале по списку Регионального альянса. Однако в состав депутатов не прошел. Он не скрывает, что находится в оппозиции к нынешнему руководству Юрмалы.
По данным декларации Дзенитиса за 2012 год, ему принадлежат доли шести предприятий - торговой компании Nemo Holdings, KMM Metаls, Nemo majas, Askanio, Nemo Real и Lateast. Помимо депутатской работы до середины 2013 года, он также активно занимался общественной работой и состоял в нескольких организациях и обществах.
Доходы: 570 евро он заработал в Юрмальской думе, 8354 - в компании Nemo Holdings. Накопления - 9600 евро, ещё 1,7 млн евро переданы в управление заграничному трастовому фонду.
Долги: 927 000 еваро. Однако самому Дзенитису, судя по декларации должны 1,5 млн евро.
Марис Дзенитис стал фигурантом нескольких скандалов. Например, в деле о строительстве "сомнительного" завода Lateast.
Суть этого дела была в следующем: несколько лет назад, благодаря щедрому финансированию фондов Европейского Союза, в Куправском крае Вилякской волости, постоили завода Lateast по производству глиняных гранул. Будущий завод презентовали как первое подобное производство на всей территории Европы. Однако и сегодня успешно построенный завод стоит без признаков какой-либо деятельности, проработав лишь несколько месяцев в тестовом режиме.
В проекте участвовали предприниматели совладельцы компании NEMO Holdings - Марис Дзенитис и Марис Ниедре. Общая стоимость проекта составила 1,2 млн. латов, из которых 597 223 латов выделило ЛАИР из средств фондов ЕС. Сумма была выплачена в августе 2008 года, когда закончилось строительство завода.
Рассказывая об этом проекте в СМИ, Дзенитис напоминал, что являлся миноритарным акционером и на решения правления влияния не оказывал. При этом, по его словам, сам стали жертвой ситуации.
"Идея была хорошей, завод построили, оборудование купили, все запустили. Но председатель правления плохо работала в маркетинге по части сбыта. Завод не начал работать. Чтобы не портить отношения с банком, мне даже пришлось субсидировать заем. Для меня все это вышло не лучшим образом. Сейчас NEMO Holdings является кредиторов Lateast. Я надеюсь, что производство начнет когда-нибудь работать, и будет приносить прибыль. Я сейчас один из потерпевших в этой истории", - заявил Дзенитис в интервью радио Baltkom в разгар скандала.
В апреле текущего года Дзенитис свои доли Lateast продал.
Ещё одно громкое дело, в котором участвовал Марис Дзенитис - тоже несбывшийся проект. Это постройка на территории «Немо-парка» всесезонной лыжной трассы "Дюна". Планировалось, что за проект заплатит 50 милионов евро известный бизнесмен и меценат Борис Тетерев. Однако тот открещивался от покупки, пока в суде не удалось прийти к мировому соглашению.