Версия: контразведчики прикрывали отмыв
Материалы дела, на которых стоит гриф «Секретно», отправлены в архив секретных дел. В 2006 году KNAB начал проверку Борса, которого подозревали в злостном использовании служебного положения. Когда KNAB передал собранные документы и Генеральную прокуратуру, которая вправе проводить проверку SAB, и об этом стало известно руководству SAB, а также госчиновникам. И делу Борса не дали ход.
Однако до того, как материалы были переданы в архив, Генпрокуратура успела допросить Борса и его супругу Ивету Бору, а также ее бизнес-партнера Артиса Хартманиса. И, хотя факты об участии Борса в схемах по отмывке денег и его связях с российскими структурами были неоспоримыми, в 2007 году расследование прекратили.
После этого Борса на время понизили в должности, но впоследствии он вновь занял свой пост начальника разведывательного отдела SAB.
Дело Борса тогда замолчали, ибо опасались скандала вокруг SAB. Материалы расследования свидетельствовали о том, что он, возможно, снабжал латвийскими паспортами людей, связанных с российскими преступными группировками. Паспорта оформлялись как паспорта для прикрытия агентов SAB, однако скорее всего продавались за деньги — от 35 до 70 тыс латов за каждый документ.
Бывший глава парламентской Комиссии по национальной безопасности Дзинтарс Яунджейкарс заявил агентству LETA, что SAB действовал незаконно и теперь уже никому не подчиняется, поэтому необходимо создать специальную комиссию, которая провела бы расследование.
По словам Яунджейкарса, чего-то подобного и следовало ожидать. В последние годы Комиссия по национальной безопасности неоднократно указывала руководителю SAB Янису Кажоциньшу на нарушения со стороны высоких должностных лиц, однако тот не предпринимал никаких действий, и даже более того — потворствовал беззаконию.
SAB опровергает
Бюро по защите Савтерсме в субботу распространило заявление, в котором утверждается, что информация о связи сотрудника спецслужбы с предпринимателем Артисом Хартманисом, не соответствует действительности.
Пресс-секретарь БЗС Байба Рата-Салиня сообщает, что эта информация основана на данных более чем четырехлетней давности, а также допущениях журналистов и субъективной интерпретации. В данном случае, отмечает Рата-Салиня, информация, которую преподносят в виде сенсации, тщательно проверялась Генпрокуратурой четыре года назад, и в ходе проверки повода для возбуждения уголовного процесса найдено не было.
На основании заключения Гепрокуратуры была начата служебная проверка и принято решение о применении дисциплинарного взыскания. В августе 2006 года БЗС проинформировало об этом всех высших должностных лиц того периода.
«Мы считаем целесообразным напомнить, что согласно действующему латвийскому законодательству о деятельности БЗС установлен всеобъемлющий контроль на пяти различных уровнях, а также механизм надзора», — отмечается в сообщении спецслужбы.