Это дело потрясло Латвию своей бессмысленной жестокостью.
В ночь на 25 августа 2019 года 57-летний бездомный отправился в поисках еды и вещей по Межциемсу. Недалеко от заправки он встретил группу подвыпивших юношей. Один из них попросил у мужчины сигарету, а получив отрицательный ответ, плеснул на него бензином, а второй юноша кинул спичку. На бездомном моментально вспыхнула одежда, а компания скрылась.
Как позже сообщили полицейские, пострадавший упал на землю, пытаясь сбить с себя пламя, спустя некоторое время ему это удалось. Превозмогая боль, он дошел до АЗС и попросил охранника вызвать ему скорую. Вместе с медиками прибыли и бойцы спецбатальона полиции, которые получили от пострадавшего сведения о нападавших и отправились прочесывать окрестности.
В 00.35 парней, чьи приметы подходили под приметы нападавших, нашли тут же в Межциемсе: парни прятались в кустах. Их задержали и сопроводили в полицию.
Поджог был не случайным
Выяснилось, что один из них — 2000 г. р. — ранее административно наказывался за курение, в момент задержания в его организме констатировали 0,71 промилле. У второго задержанного (1998 г.р.) в организме было 1, 15 промилле — ранее он привлекался к ответственности за употребление наркотиков и поджог сухой травы. Третий из компании (2002 г.р.) ранее попадался на том, что ездил, прицепившись к поезду. В организме самого младшего подозреваемого зафиксировали 0,83 промилле.
Все трое задержанных (один из них несовершеннолетний, ему 17 лет) после задержания все отрицали. «Говорят, что их там вовсе не было, что были задержаны необоснованно», — рассказал тогда начальник участка Госполиции на Тейке Сергей Галилеев.
Однако суд тогда постановил заключить всех троих под стражу на время следствия. В отношении задержанных был начат уголовный процесс за попытку убийства в группе. За что предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 20 лет или пожизненное заключение с конфискацией имущества или без таковой.
Что отмечалось особо: у задержанных молодых людей при себе имелась была бутылка с легковоспламеняющейся жидкостью. Поэтому одной из задач следствия было выяснить, было ли преступление спланировано заранее.
Как спасли бездомного
«Ожоги глубокие, сейчас мы боремся за его жизнь», — так описал через несколько дней после преступления состояние подожженного Андрей Смирнов, глава Ожогового центра Восточной больницы.
В Ожоговом центре также пояснили: пациент находится в стабильном, но крайне тяжелом состоянии, его пришлось подключить к аппарату искусственной вентиляции легких. Мужчина все время находится под действием седативных препаратов, то есть спит. После того, как пойдет на поправку, придется делать пересадку кожи. Врачи считают, что пострадала примерно половина тела жертвы.
Позже суд укажет: потерпевший не умер по причинам, не зависящим от обвиняемого - пострадавшему удалось потушить пламя на своем теле, также ему была оказана помощь.
У суда нет сомнений в виновности
Верховный суд указал, что приведенные в кассационной жалобе аргументы связаны с иным мнением об оценке полученных по делу доказательств и направлены на то, чтобы добиться отмены решения суда апелляционной инстанции не по юридическим, а по фактическим основаниям. Таким образом, было установлено основание для отказа в возбуждении кассационного производства, указанное в части первой статьи 573.1 Уголовно-процессуального закона.
Как уже сказано, после этого вступило в силу решение Рижского окружного суда (РОС) от 4 апреля этого года, которым оставлено без изменения решение Рижского городского суда о признании обвиняемого виновным в покушении на убийство, совершенном группой лиц.
Осужденный приговорен к 15-летнему сроку лишения свободы и пробационному надзору продолжительностью в три года. С него в пользу пострадавшего взыскано 15 тысяч евро в виде компенсации за моральный ущерб.
РОС также признал, что осужденный в группе с лицом, уголовный процесс против которого был выделен в отдельное производство, совершил умышленную попытку убийства.
Суд констатировал, что осужденный совершил преднамеренные, активные и сознательные действия — поджег облитого бензином человека, зная, что в результате может последовать смерть. При оценке умысла обвиняемого суд учел способ совершения преступления, то есть поджог потерпевшего с применением легковоспламеняющегося химического вещества, вызвавший на теле потерпевшего обширные ожоги, опасные для здоровья и жизни жертвы.
У суда не нашлось сомнений в виновности подсудимого, который был к тому же в состоянии алкогольного опьянения.
Антон Городницкий, "Сегодня"