Под судом изначально оказались два "финансиста". Однако из-за долгосрочной болезни Иво Вите, его дело было выделено в отдельное судопроизводство. В итоге приговор получил пока только один Алвис Пилагс.
Стоит отметить, что он свою вину категорически отрицал на протяжении всего процесса. По версии Пилагса, его с коллегой просто подставили.
— По моему мнению, это дело — следствие «ментовских войн», которые бушевали в 2008 году между KNAB и СГД, — сообщил г-н Пилагс после одного из заседаний kriminal.lv. — Его начали, когда Владимир Вашкевич еще был у власти — возглавлял Криминальное управление таможни. Все охотились за всеми. Сотрудникам KNAB с одной стороны нужно было провести громкую операцию, чтобы показать успешность своего учреждения, а с другой стороны — подловить сотрудников СГД. Кого конкретно — было неважно. Попались мы с коллегой.
Громкое задержание
Все началось 13 ноября 2008 года — с задержания у аэропорта «Рига». Представители KNAB тогда сообщили прессе: двое сотрудников Финансовой полиции СГД схвачены в связи с пособничеством «отмыву» в размере 340 000 латов. За это они получили вознаграждение в размере 6800 латов.
Задержание было шумным: один из подозреваемых попытался сбежать, как результат — его машина оказалась разбита.
Что вменяли тогда подозреваемым: «финансисты» помогали «осуществлять противозаконные действия» неким бизнесменам, которые уже попали в поле зрения правоохранителей. А именно: способствовали получению налички из оборота предприятий – то есть помогали уклоняться от уплаты налогов.
В чем заключалась помощь: пользуясь сведениями из базы данных СГД, будущие подсудимые давали советы, как лучше всего скрыть следы «мывочной схемы» — за взятки обеспечивали «крышу» для неких предпринимателей.
...Однако это была только первоначальная информация. Во время следствия фабула дела несколько поменялась.
50 миллионов: как не платить?
До суда дело дошло уже в откорректированном виде.
Итак, по версии обвинения, бизнесмены Дмитрий Миронов и Владимир Винкс (они представляли неких российских предпринимателей), стали искать выходы на финансовых полицейских в связи с крупным инвестиционным проектом — строительством железной дороги.
Через знакомых они вышли на этих полицейских (Пилагса и Вите) и попросили у них консультации по «не совсем законным поводам», среди прочего — по уклонению от уплаты налогов на сумму 50 млн латов.
Пилагс и Вите за это и оказались под судом. Конкретно Алвису Пилагсу вменили взяточничество, злоупотребление служебным положением, пособничество уклонению от уплаты налогов и распространение секретных сведений.
Сам подсудимый Пилагс настаивал на своей версии: его с коллегой подставили.
— Меня просто попросили о консультации, — заявил он в разговоре с kriminal.lv. — Я опытный юрист с тремя высшими образованиями, почему я должен был отказываться? — возмущается Алвис Пилагс. — У нас было 4-5 встреч с этими якобы представителями инвесторов. Как оказалось, мы говорили с ними под запись. Но проблема в том, что на этих «прослушках» нет ничего криминального. По поводу уклонения от уплаты налогов на 50 миллионов, например, доказательства сводятся к следующему: свидетель Винкс дает показания: «Я записал разговор встречи, во время которой я высказал намерение уклониться от уплаты налогов на 50 млн латов. Но по техническим причинам запись этого разговора не удалась». И дальше идет его пересказ, который нас якобы компрометирует.
То есть: свидетель рассказывает, что у него были намерения уклониться от уплаты налогов на 50 млн латов, а мы это, якобы, «интеллектуально поддержали» (так и сказано в обвинении). При этом, реально никакого уклонения не состоялось, ущерба — нет, даже проверок никаких не проводилось. То есть: меня судят за пособничество абсолютно гипотетическому уклонению.
И все в деле так. Это мы сейчас знаем, что Владимир Винкс — несколько раз судимый человек, у которого в итоге отняли право заниматься предпринимательской деятельностью. По моему мнению, он просто стал провокатором, пытаясь уклониться от своих проблем с законом. Просто была договоренность с прокуратурой или KNAB, что они искусственно создадут ситуацию и смогут задержать должностных лиц СГД. Ими оказались мы. Но мог быть кто угодно.