Страницы:
Отняли один раз, отнимут и второй?
Наша читательница Ольга тоже подписалась. Ее история диаметрально противоположна ситуации Лианы, а результат одинаков.
Ольгиной семье квартира досталась от родителей мужа, чьи предки жили в Латвии испокон веку. В советское время они поменяли свой частный дом на квартиру в Риге. Потом страна стала независимой и в результате денационализации дом отдали бывшим владельцам. А семья Ольги оказалась на улице.
Но они не стали жаловаться и опускать руки – заняли денег по знакомым, это было в то время, когда квартиры еще не стоили баснословно. За 4000 долларов они купили маленькую запущенную квартирку. Потом несколько лет своими руками перестраивали и приводили жилье в порядок. Но оно было тесновато для семьи, и когда кредиты стали доступны, Ольга обратилась в банк и купила участок земли в Рижском районе, чтобы построить там дом.
Но сразу строить не могли начать. Вначале выплачивали кредит за землю. А когда выплатили, продали свою квартиру, оформили новый кредит и приступили к стройке. За это время при попустительстве нашего правительства надулся пузырь недвижимости. Цены на стройматериалы росли не по дням, а по часам. Строители заламывали такие расценки за свою работу, что впору было интересоваться, нет ли у них дипломов академиков. Деньги, предназначенные на строительство дома, закончились раньше, чем сама стройка.
Но и тут Ольга с мужем не сдались – всю внутреннюю отделку дома сделали своими руками за несколько лет. Пузырь недвижимости лопнул, и люди стали лишаться работы. Снизилась зарплата и у мужа Ольги. Кредит им предстоит выплачивать еще лет восемь. Но они не жалуются, уже привыкли себе во многом отказывать. Но тут новая напасть – налог на дом. Кадастровая стоимость почему-то не учитывает ни то, что они покупали самые дешевые стройматериалы, ни то, что строили они его своими руками. Им вкатили, как в соседних крутых особняках – более 70 000 тысяч евро.
– Получается, что у нас все люди в Риге и в Рижском районе живут в эксклюзивных домах, хотя площадь большинства из них не превышает 150 квадратных метров. Я не понимаю, почему моя семья должна что-то платить? – недоумевает Ольга. – Государство нам ничего не дало, наоборот, все отняли. И теперь опять собирается отнять то, что мы сами построили. Ну не можем мы со своих зарплат, с которых мы выплачиваем кредит, еще и такие деньги наскрести на налог. Тем более что когда мы начинали стройку, налогов на дома в стране не было! Все, что мы купили, мы купили с заработанных денег, с которых уже уплатили самоуправлению подоходный налог. Точно так же все, кто купил квартиру, платили и платят подоходный налог со своих доходов. Я не понимаю, почему должны платить налог на недвижимость люди, которые приватизировали квартиры за сертификаты – ведь таким образом им выделили кусочек общенародной собственности. Они уже многократно оплатили свое жилье. Поэтому мне важно, что дальше будет с этой инициативой, под которой я подписалась.
Последняя надежда – на европейский суд
– В Сейме, куда ManaBalss.lv и я передали все собранные подписи, 11 мая было первое заседание комиссии по мандатам, этике и заявкам, – рассказывает Лиана Хиршсоне. – Мы там рассказали, что налог на недвижимость с 2007 года поднялся в 40 раз, и работающий человек с обычной зарплаты не может его заплатить. А в этом случае через административный суд недвижимость конфискуется и передается судебному исполнителю. В заседании участвовали представители всех министерств, Государственной земельной службы и депутаты. У нас состоялась беседа. Они сказали, что наша таблица, в которой мы показываем, что в европейских странах нет налога на единственное жилье, неверная. Но я ее не придумала. Я собирала информацию из информационных агентств, я просила зарубежных латышей написать мне, какие они платят налоги. Фирма финансовых консультантов BDO сделала для нас исследование.
– Следующее заседание комиссии прошло 25 мая. На него собрались депутаты от всех фракций, представители министерств, Государственной земельной службы, Союза самоуправлений. Плюс представители Конфедерации работодателей и Союза свободных профсоюзов Латвии. Вот там нам и сказали, что не надо людям, у которых такие маленькие доходы, жить в домах. Тем самым подтвердив, что государство наложило такой налог, что люди должны из своего дома уходить. Что государство сделало такой закон, что кадастровая стоимость очень повышается. И тем законно через налог конфискует имущество жителей, – заключает учительница.
Но Лина Хиршсоне сдаваться не собирается: «Если Сейм Латвии откажет нашей инициативе, как это происходило уже в течение десяти лет, то с подписями, собранными на ManaBalss.lv, и с ответами, в которых меня убеждают, что все законно, мы будем обращаться с иском в Европейский суд по правам человека».