2 Мая 2024 20:16
Новости
  17:36    12.4.2013

Цифровая афера на финише: «Мы просто работали» (дополнено)

В минувшую пятницу шли последние допросы подсудимых. То есть, 5-летний процесс уже близок к концу.... Дело получилось громким из-за его участников. Еще бы: на скамье подсудимых оказались советник Андриса Шкеле Юргис Лиепниекс, один из руководителей телекомпании LNT Андрейс Экис, директор Латвийского национального театра Ояр Рубенис, адвокаты Янис Лозе и Мартиньш Квепс, и т.д.

В чем их обвиняют?

Вся эта скандальная история началась еще в ноябре 2002 года. Именно тогда был заключен договор между госпредприятием DLRTC и зарегистрированной в Великобритании компанией Kempmayer Media Ltd. Стороны договорились о внедрении в Латвии цифрового телевидения. Сумма договора составила 53 млн. долларов. Суть всей операции сводилась к тому, что Kempmayer должен был поставить в Латвию 790 тыс. декодеров класса A по цене 186 долларов за штуку и 10 тыс. установок класса B за 348 долларов. Причем право Kempmayer на поставку оборудования являлось эксклюзивным.

Однако, как выяснилось в ходе следствия, реальная стоимость оборудования гораздо ниже. Авторы сделки благодаря хитроумной схеме оффшорок и политическому прикрытию, планировали увести внушительную сумму денег.

Вывод следствие сделало такой: договор с Kempmayer был фиктивным, он заключался без конкурса, а фирма, скорее всего, исполняла роль почтового ящика.

Следы истинных владельцев компании Kempmayer, а значит, и людей, непосредственно на этом заработавших, теряются в нескольких оффшорках. Одна из них — Ratcliff — зарегистрирована на острове Гернси.

В итоге под суд пошло 20 человек. (Должности указаны на момент предъяления  обвинения) :

Председатель правления LNT Андрейс Экис и председатель Совета компании Interbaltija AG Гинтс Банденс — им были предъявлены обвинения в организации «цифрового дела» и попытке мошенничества в крупных размерах в составе группы.

Юргис Лиепниекс — организация и участие в крупном мошенничестве и легализации преступно нажитых средств в группе лиц по предварительному сговору.

Харийс Кронгорнс, бывший финансовый консультант фирмы Uznemumu vadiba un konsultacijas —  мошенничестве в крупных размерах.

Адвокат Янис Лозе —  мошенничестве в крупных размерах и легализации преступно нажитых средств.

Два бывших члена правления LVRTC Янис Плуме и Алфред Яневиц —  невыполнение должностных обязанностей в соответствии с законом и уставом компании.

Бывшие госуполномоченные LVRTC Инара Рудака, Оярс Рубенис, Дидзис Ионовс и Андриан Люблинс — бездеятельность, которая нанесла убытки государству.

Экс-глава Falck apsargs Валдис Пурвинскис — поддержка мошенничества в крупных размерах и злоупотребление служебным положением.

Экс-гендиректор LVRTC Гунтарс Спунде и бывший председатель правления LVRTC Марис Паудерс — попытка мошенничества в крупных размерах и злоупотреблении служебным положением.

Обвинения также предъявлены: бывшим членам правления Kempmayer Media Latvia Андрею Забецкису, Янису Сварпстонсу, Янису Зипсу и Юрису Улманису, предпринимателю Улдису Кокинсу, адвокату Мартиньшу Квепсу.

Обвиняемые: «Мы просто работали»

На последних заседаниях подсудимых «гоняли» прокуроры: задавали вопросы, искали противоречия, сравнивали нынешние показания с тем, что говорилось на досудебном следствии.

В целом подсудимые единодушны: ни о какой афере они ничего не знали, просто работали над проектом. Так, к примеру, госуполномоченный от Latvijas Valsts radio un televizijas centrs Андриан Люблинс заявил, что вопрос о цифровом телевидении был совершенно рядовым:

— Я ходил и на другие собрания и комиссии. Эти обязанности ничем не отличались от остальных, — уверяет обвиняемый.

Почти все подсудимые настаивают на своем: вину не признают, а часть из них выражает удивление, почему к ним вообще возникли какие-то вопросы и претензии.

Только один из обвиняемых во время следствия давал достаточно жесткие показания, а потом даже выступил с разоблачениями в прессе. Этим обвиняемым был человек, считавшийся «серым кардиналом» народников Юргис Лиепниекс.

Почему? По одной из неофициальных версий его «прижали» женой. А растерянность сделала остальное.

Ниже мы приводим фрагменты из показаний Юргиса Лиепниекса на досудебном следствии. Они неплохо иллюстрируют подоплеку этого дела и роль его именитых участников: Экиса, Шкеле, Забецкиса, Сварпстонса, Фланагана. Кроме того, рассказывается об оффшорной компании Kempmayer Media Limited, на которую и замыкалась «цифровая афера».

Как Лиепниекс стал владельцем 50% Kempmayer

«Я был единственным владельцем компании Gedney Purcell Ventures Limited (далее GVP — авт. ) и единственным получателем прибыли в ней, — рассказал Лиепниекс следствию. —  Эту компанию я основал в совсем другой связи, с другими целями. Когда Шкеле на предложенные Экисом 30% Kempmayer, выдвинул условие, что нужно, как минимум, 50%, Экис мне сказал «ну, хорошо». И сам предложил мне получить контроль над 50% Kempmayer, так как, по мнению Экиса, Шкеле было бы комфортное включиться, если бы 50% уже были в руках приближенного к нему человека. То есть — в моих. Так мое предприятие GVP и стало владельцем 50% долей Kempmayer (далее КML — авт. )» (...)

«Позже я пришел к Шкеле и сказал, что все в порядке – он может вступать в дело. На это Шкеле ответил, чтобы я сходил к Лозе, который даст мне компанию. Она и будет представителем среди участников КML».

Далее доля Лиепниекса, судя по его показаниям, уменьшилась с 50% до 12,5%.

«Мы с Фланаганом договорились в Лондоне, что нужно создать траст DC trasts, который будет представлять мои интересы как физического лица среди участников КML».

За перерегистрацию долей и другие процедуры Лиепниексу пришлось и платить: так, с его счета в банке Parex на счет Wilton&Partners (компания, которую представлял Фланаган — авт.) ушло 24 000 фунтов стерлингов.

На допросе от 15 июня 2007 года прокурор предъявил Юргису Лиепниексу договор от 3 февраля 2003 года между фирмой Sofists, в лице ее директора Дианы Уртане (на момент допроса — супругой Лиепниекса) и Kempmayer Media Latvija (KMLat — авт.) в лице членов правления – Андриса Забецкиса и Яниса Сварпстонса. Речь в договоре шла о перечислении крупных сумм  за пиар-услуги. На счет Sofists  поступили: 68 000 долларов (вместе с НДС – 80 240 долларов), 48 000 долларов (с налогом — 56 640 долларов), а также 76 271 доллар (90 000  вместе с НДС).

Далее свидетельница Уртане пояснила следствию, что она лично ни в чем подозрительном не участвовала. Услуги по общественным отношениям KMLat оказывал исключительно Лиепниекс, перед ней он за работу не отчитывался. Все счета тоже готовил Лиепниекс.

Разоблачитель Лиепниекс в итоге и сам оказался под судом. По версии обвинения, Юргис Лиепниекс сам получал «выгоду» в рамках «цифровой аферы». Ему выплачивались серьезные деньги за пиар-услуги — трижды он получал выплаты в размере от 48 000 до 80 000 долларов.

Шкеле признался, что хотел быть акционером

Привлечь экс-премьера Андриса Шкеле в качестве обвиняемого прокурорам не удалось. Однако его допрашивали как свидетеля.

Для начала прокуроры задали Шкеле вопросы по проекту внедрения цифрового телевидения, его отношениях с обвиняемыми Лиепниексом, Лозе и Экисом.

Как пояснил Шкеле, вначале к проекту цифрового телевидения, о котором ему рассказал Лиепниекс, он относился сдержанно — он просто не осознавал его масштабов. Лиепниекс рассказал ему, что у него есть иностранный клиент для реализации проекта, и Шкеле допускает, что речь шла о Kempmayer Media Limited.

Шкеле также заявил, что у него был интерес к приобретению Kempmayer Media Limited и участии в проекте — если бы он мог получить контрольную долю. Но он не был уверен, что это возможно, поэтому в его интересах действовал Майкл Нейгл.

Экс-политик утверждал, что Тони Фланаган ему неизвестен (это бывший исполнительный директор Kempmayer Media Limited), он никогда не встречался с этим человеком.

По версии свидетеля Шкеле, у него был свой интерес к сделке с английской фирмой Kempmayer Media Limited — он хотел получить 50% акций. Однако ему не хватило денег: «Я был готов заплатить не более, чем миллион долларов за контрольный пакет», — заявил свидетель.

О том, как он вообще узнал о сделке, Шкеле пояснил:

— Мне предложили участвовать в этом проекте ещё в конце 2000 года. Андрейс Экис был одним из тех, кто рассказал мне о нём. Я уже тогда понимал, какой это значительный проект и что он несёт для Латвии, я старался разобраться в этом. А потом я ознакомился со всеми деталями и пунктами договора.

— Что вам было известно о 55-миллионных инвестициях, указанных в договоре?

— Я сомневаюсь, что именно это было указано в договоре между Kempmayer Media Limited и Центром цифрового телевидения и радио. Данная сумма являлась вложениями.

После этого Андрис Шкеле рассказал о дочернем предприятии Kempmayer Media Latvia:

— Оно было необходимо, чтобы развивать в Латвии этот бизнес. По закону ни не могли работать без этого на нашем рынке. В 2002 году целью компании было введение 300 тысяч подключений в нашей стране, также планировалось подключать всех желающих жителей абсолютно бесплатно.

Затем прокуроры перешли к состоявшемуся 16 ноября 2002 года собранию акционеров.

— Кто участвовал на том собрании?

— Я, присяжный адвокат Янис Лозе, представляющий мои интересы, и Майкл Нейгл. Харийс Кронгорнс присутствовать не смог, хотя собирался.

— С конца 2000 года до ноября 2002 года кто-то ещё знал о вашем желании иметь большинство акций в проекте?

— Не смогу точно сказать, но думаю, что работники компании Kempmayer Media Limited знали. А в Латвии не знали, наверное. Кронгорнс, скорее всего, тоже был не в курсе.

По словам Андриса Шкеле, изначально планировалось, что цифровое телевидение в Латвии будет для всех подключено бесплатно.

— Однако в итоге был принят более простой путь, из-за которого тысячи жителей вообще остались без возможности смотреть телевизор, — заявил он.

Промежуточный финиш

На ближайших заседаниях суд может приступить к дебатам.

* * *

Как Лиепниекса выгнали из Playboy

В конце минувшего года публицист и полит-технолог Юргис Лиепниекс был назначее главным редактором мужского журнала Playboy. Однако он не продержался до конца проверчного срока и в марте был уволен. Поскольку журнал издается Dienas zurnali, г-н Лиепниекс объяснил свое увольнение так: его нелады с экс-премьером Андрисом Шкеле. Ибо Шкеле является одним из фактических владельцев медиа-группы Diena.

Лиепниекс сказал, что Шкеле, которого он считает одним из фактических владельцев медиа-группы Diena, в качестве условия для продолжения работы главным редактором Playboy потребовал написать заявление об увольнении без даты. Когда Лиепниекс отказался это сделать, его уволили в конце проверочного срока, когда работодатель может это сделать без объяснения причины.

В свою очередь, Шкеле на просьбу прокомментировать утверждения Лиепниекса через смс-сообщение ответил Nozare.lv, что не станет этого делать, но добавил, что «кто-то живет в прошлом и по-прежнему преувеличивает мое влияние».

Оставить комментарий

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

  • СГБ предупреждает об активности скинхедов и леваков: бьют металлистов (2)

    Среди бела дня в самом центре Риги скинхеды нападают на случайных прохожих только потому, что они визуально отличаются или имеют иные от представителей этой субкультуры убеждения. Служба государственной безопасности предупреждает, что в латвийском обществе растут проявления экстремизма, особенно среди молодежи, поэтому родителей призывают обратить внимание на поведение детей.
  • Нападение на полицейского после погони: беглецу дали год

    Департамент уголовных дел Верховного суда (ВС) 25 апреля оставил в силе решение окружного суда, признавшего мужчину виновным в нападении на представителя власти в связи с его законной служебной деятельностью в Огре, и приговорил его к лишению свободы сроком на один год.
  • Страсти по домоуправам: в конфликте за дом жалуются на подделку подписей

    Дом – один, а домоуправов – два. Оказывается, бывает и такое. Причем речь о современном новострое. Жители которого оказались в необычной ситуации. Собственники квартир проголосовали за смену управляющей компании и привели новую, вот только старая не уходит. Дошло до того, что в холле дома жильцов встречают два консьержа. По одному…

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии