На процессе продолжается допрос свидетелей. На прошлое заседание был вызван авторитет Янис Даугулис. Он подтвердил то, что неоднократно говорил сам Мартиньш Путниньш и его защитник – он оговорил Путниньша. Адвокат Матиньша Путниньша Артур Звейсалниекс комментирует ситуацию так:
— Речь шла об эпизоде Лусиса. Даугулис в суде подтвердил: когда его стали допрашивать в 2009 году, он не знал ни Лусиса, ни Путниньша, ни литовцев. Однако позже ему полицейские предложили дать показания против Путниньша. В обмен ему пообещали изменить меру пресечения: с содержания под стражей до меры, не связанной с лишением свободы.
По мнению адвоката, все это дает существенные основния для сомнений в доказательствах, собранных по делу.
В суд будут вызваны и полицейские, которые допрашивали Даугулиса.
— Сомневаюсь, что они вдруг признаются и подтвердят его слова, — говорит адвокат. – Полицейские у нас всегда правы.
Однако, по мнению юриста, суд должен тщательно взвесить открывшиеся факты.
Следующее заседание по этому делу назначено на 6 декабря.
Даугулиса судят за убийство, вымогательство и изнасилование
60-летний Янис Даугулис — персонаж весьма известный в криминальном мире. Сейчас его судят за убийство 19-летней девушки Кристины Аутрупы, которое произошло после свобождения Даугулиса в 2007-м. Как считает обвинение, Кристина погибла из-за махинаций со страховкой в 100 000 латов. Даугулиса подозревают также в убийстве пенсионера.
После того как Даугулиса взяли, возник вопрос: а что он вообще делает на свободе? Осужден он был за серию вооруженных налетов, признан особо опасным рецидивистом, освободиться по всем расчетам должен был только в 2011-м, в феврале...
Как оказалось, его выпустили «по трем четвертям» — после того, как он в течение всех лет заключения вел себя образцово. То есть: не шумел, не конфликтовал с администрацией, много читал в тюрьме и регулярно подавал прошения об условно-досрочном освобождении.
В итоге его выходу на волю, по словам бывшего пресс-секретаря Управления мест заключения, не помешал даже имевшийся на него компромат. Как пояснил г-н Сержантс, руководству УМЗ было известно о том, что рецидивист Даугулис «готовит новые налеты, в том числе на банк». На одном из заседаний — в то время, когда Даугулис еще отбывал срок в Олайнской тюрьме, руководство управления обсуждало этот вопрос. По словам Сержантса, было известно также, что Даугулис связался с подельниками на свободе. И тем не менее он вышел на свободу досрочно... И за чуть больше года свободы успел убить двух человек.
Матиньш Путниньш о собственном деле
Что касается «дела о трех убийствах и одном покушении», до суда в Рижском централе kriminal.lv удалось взять интервью у самого «начальника киллеров» — Мартиньша Путниньша.
По словам г-на Путниньша, действительно он был знаком с двумя задержанными литовцами (предполагаемые исполнители убийств) – Сергеем Маркевичем и Эдгаром Крогертом. Юрисконсульт ездил к ним в гости в Литву, а они к нему в Латвию. Отношения были довольно приятельскими.
— В уголовном деле фигурирует джип Toyota RAV4, которым я якобы рассчитался за одно из выполненных убийств. На самом деле эту машину мы с женой продали сестре жены одного из литовцев. Просто решили взять себе новое авто. У нас в стране это нормальная практика продавать машины знакомым. Отдаешь чуть дешевле, зато покупателя долго ждать не приходится. Чем конкретно занимаются мои литовские приятели, я не знал. Отвечать же за действия каждого знакомого ни один человек не в состоянии.
Г-н Путниньш отметил еще один интересный нюанс касательно задержанных киллеров из «вильнюсской бригады»:
— Следствие позиционирует литовцев, как профессионалов. А по материалам дела выходит, что они просто банальные болтуны и хвастуны. Например, один из них якобы похвастался латвийскому авторитету Янису Даугулису, что он выполнил заказ для Путниньша и ждет расплаты. Сам Даугулис сейчас обвиняется в двух убийствах, поэтому я считаю, что он мог дать эти показания, что-то выторговывая для себя. Странно, почему рецидивисту верят, а мне, ранее не судимому человеку нет.
Как Путниньш стал «мясным королем»
По словам Путниньша, следствие связало убийство бизнесменов Геннадия Передельского, Гатиса Айзшпурса, Айгара Лусиса и покушение на Владимира Вашкевича в одну логическую цепь. Юрисконсульт получился в ней серым кардиналом, который проворачивал миллионные сделки на мясе, а из-за покойных потерял около 0,5 млн латов.
Впрочем, все это только логические предположения следствия. Путниньш считает, что с таким же успехом можно сделать вывод, что все эти преступления — роковая цепочка случайностей.
— На самом деле никто не принимает во внимание, что мое финансовое положение было одинаковым перед и после убийствами. Да, я действительно был знаком с Передельским, покойных бизнесменов Лусиса и Айшпурса, вероятно, видел на каких-то бизнес-встречах, но лично знаком с ними не был. Про Вашкевича знал только из средств массовой информации. Все отношения с этими людьми строились на моей работе юрисконсульта.
Мартиньш Путниньш утверждает, что он работал штатным юристом сразу в двух компаниях – Kompreks и Eskadrons. Эти фирмы заключили договор о юридической поддержке с компанией Геннадия Передельского и его компаньона Эрнеста Янсона.
— Геннадий и Эрнест занимались оптовыми поставками мяса. В том числе и на екабпилсский мясокомбинат Айшпурса и елгавский – Лусиса. Обоим были сделаны поставки мяса, которые потом арестовала финансовая полиция. Юридически я пытался решить эти вопросы, но ни мясо, ни деньги тогда вернуть не удалось. В итоге Геннадий с Эрнестом списали эти деньги и стали работать с партнерами по новым договорам.
Но отработать арестованные деньги партнерам не удалось. Сначала был убит Передельский, а потом Айшпурс с Лусисом.
— До убийства Айшпурса и Лусиса было еще покушение на Владимира Вашкевича, которое я тоже якобы оплатил. Но уже не из-за зависшего мяса, а из-за арестованных счетов моего работодателя компаний Kompreks и Eskadrons. Да, я юридически пытался решить и этот вопрос. Даже встречался со следователями, но неудачно. Убивать Вашкевича мне никакого смысла не было. Он все равно бы не разморозил счета, поэтому я сказал своим работодателям — забудьте про эти деньги. Сейчас говорят, что я якобы мстил Вашкевичу.
Аналогичная ситуация сложилась и с Айшпурсом и Лусисом:
— Опять же, по мнению следствия, получается, что владельцев мясных комбинатов я заказал из-за зависших денег. Но к моменту убийства эти средства уже были арестованы около двух лет. И Передельский с Янсоном уже имели с Айшпурсом и Лусисом новые дела. Даже если допустить, что я был главным «мясным королем» и действовал через Передельского и Янсона, зачем я столько выжидал и работал с людьми, которые меня уже один раз подвели? Все просто — я ничего в плане бизнеса не решал. Только давал советы и юридические консультации по сделкам.
В общем, по мнению юриста Путниньша, в его деле очень много натяжек. Он считает, что его вина абсолютно не доказана. И заказчиком этих преступлений могут выступать совсем другие люди, которым были выгодна смерть бизнесменов.
Для справки
Мартиньша Путниньша обвиняют в организации убийств троих «мясных бизнесменов» и покушении на бывшего начальника Криминального управления латвийской таможни Владимира Вашкевича. Всем троим обвиняемым по этому делу — за убийство с отягчающими обстоятельствами грозит от 15 лет до пожизненного заключения.
Хронология преступлений выглядит так:
6 февраля 2007 года убийцы расстреляли владельца транспортной компании Vikauto Logistika – Геннадия Передельского. Убийство произошло на ул. Слокас, 134, возле типовой 9-этажки.
В мае 2007 года преступники заложили под машину Вашкевича дистанционно управляемую взрывчатку. 21 мая убийцы с «рукой на кнопке» караулили, когда Вашкевич выйдет с работы. В итоге Вашкевич хоть и пострадал во время взрыва, но остался жив.
26 сентября 2007 года в собственной машине у екабпилсского офиса был застрелен бизнесмен Гатис Айшпурс.
Айгара Лусиса расстреляли 10 января 2008 года. Председателя совета елгавского мясокомбината, председателя правления цесисского мясокомбината Ruks подкараулили во дворе его дома в Гаркалне.
На фото — троица обвиняемых: Сергей Маркевич (слева), Эдгар Крогерт и Мартиньш Путниньш (справа).