Сейчас фирма Monce уже ликвидирована, вместо неё создана Monce V. Однако хозяин у компании прежний - Виктор Иванов. Сейчас он от комментариев отказывается, говорит, что все рассказал полиции. Однако он - единственный человек, который уже наказан в рамках уголовного процесса по трагедии в Золитуде.
Правда, не за болты, а за подделку - чтобы сэкономить, Иванов не нанял сертифицированного инженера для надзором за монтажными работами, а подделал подпись специалиста в строительном журнале и акте приемки работ. Вину он признал и заплатил выписанный штраф - 1920 евро.
Бывший же сотрудник Monce Олег Лебедько подтвердил, что фирма работала над проектом Maxima (сам он работал не на стройке, а над документами).
В полиции он уже рассказал все, что знал. Впрочем, по большей части это был пересказ слов Иванова. По мнению Лебедько, в случившемся не стоит винить монтажников, потому что они все материалы получили от Vikom и только выполняли техзадание. Он вспомнил, что Иванов ему говорил: болты, которым нужно скрепить фермы, слишком тонкие.
-- Уже в проекте слабые болты были указаны, - говорит он. -- 8.8 двадцатки. Обычно вместо таких берут 24-й или даже 30-й номер.
Это значит, что использовали 20-миллиметровые болты, класс прочности которых - 8.8. Однако обычно для таких соединений используют болты потолще - 24 или даже 30 миллиметров в диаметре. Иванов удивлялся по поводу болтов, однако нанятые монтажники думали, что в проекте все качественно посчитано. Тогда они не знали, что у здания будет второй этаж.
По словам Лебедько, Иванов - опытный специалист. Именно поэтому он сразу мог определить, что болты слабые. Однако монтажники не принимают сами никаких решений.
Сейчас эксперты должны определить, действительно ли дело в слабости болтов или даже самые мощные болты не предотвратили бы трагедию.
Однако инженер Ивар Сегретс отрицает, что ответственность за болты на нем. Как говорит его адвокат Артур Звейсалниекс, возможно, это монтажники сами приняли решение использовать именно эти крепления.