Авторы обращения в Генеральную прокуратуру считают, что в заявлениях министра Берзиньша в связи со сбором подписей за предоставление гражданства Латвии всем негражданам присутствуют признаки злонамеренного использования служебного положения, превышения должностных полномочий и создания препятствий в реализации избирательных прав граждан и их права на участие в народном голосовании (референдуме).
Бузаев, Плинер и Алексеев отмечают, что заявление министра юстиции о том, что нотариусы «не должны оказаться в ситуации, которая может быть истолкована как антигосударственная», а «подписи граждан не могут быть заверены под антигосударственным законопроектом», само является явным нарушением Закона о нотариате. Этот закон прямо запрещает должностным лицам вмешиваться в профессиональную деятельность нотариусов.
Учитывая служебное положение Гайдиса Берзиньша, его заявление может быть расценено как непрямая угроза нотариусам применить против них административные репрессии вплоть до отставки от должности.
Действия министра также содержат признаки нарушения прав граждан Латвии на законодательную инициативу, которые гарантированы статьями Сатверсме 2, 64, 65, 78 и 79 и таким образом могут быть квалифицированы как угроза демократическим основам государства.