Об этом в интервью передаче «Утро на Балткоме» радиостанции Baltkom 93,9 сообщил координатор национального проекта по борьбе с торговлей людьми при Министерстве внутренних дел Латвии Дмитрий Трофимов.
По его словам, такие браки заключаются в основном в Ирландии потому, что местное законодательство это позволяет. «По непонятной причине ирландцы очень заботятся о защите прав граждан третьих стран, которые проникли на территорию государства и находятся здесь незаконно. Количество нелегалов из Пакистана, Индии, Нигерии и других стран в Ирландии исчисляется тысячами, а фиктивные браки не считаются здесь уголовно наказуемым преступлением. И потому они стали очень прибыльным бизнесом огромных масштабов. Как правило, занимаются им мусульманские общины», — подчеркнул Трофимов.
Он отметил, что, женившись на гражданке Евросоюза, например, латвийской девушке, нелегал получает билет в Шенгенскую зону, право свободного перемещения по Европе, а затем перетягивает в Ирландию своих родственников вплоть до третьего-четвертого колена. Ведь каждый переселенец впоследствии будет отчислять часть своих доходов на благо конкретной мусульманской общины.
«Через пару десятков лет эти «нелегалы в законе» могут стать проблемой не только самой Ирландии, но и всех стран альянса, в том числе Латвии», — указал представитель МВД.
Дмитрий Трофимов подчеркнул, что торговля людьми для представителей организованной преступности гораздо интереснее, чем продажа наркотиков или оружием. «Если продается наркотик, то конкретная прибыль получается один раз. А девушку можно продавать десятки и сотни раз», — пояснил он.
Как отметил эксперт МВД, фиктивные браки заключаются, конечно, не только с латвийскими женщинами, но именно они находятся «в топе» среди гражданок других стран Евросоюза.
«Между тем последствия для них могут быть весьма плачевными. В Ирландии девушку, которая согласилась на фиктивный брак, не упускают из виду ни на минуту — два человека сопровождают ее в посольство для оформления документов и обратно. И совсем не факт, что за свои услуги она в итоге получит деньги. Часто такие «невесты» попадают в мусульманскую среду, где действуют особые законы, где муж может всячески ограничивать свободу жены, имеет право на насилие, и возможно, даже использование девушки в сексуальных целях другими членами общины», — рассказал Трофимов.
По его словам, в Латвии поиском и вербовкой женщин, готовых отправиться в Ирландию, занимается разветвленная сеть посредников, которые получают процент прибыли за каждую жертву — часто это девушки, которые уже заключили там фиктивный брак. Кроме того, на отдельных интернет-ресурсах размещаются тома с анкетами женщин, которые не прочь заработать, выйдя замуж за иностранца.
«Потенциальной жертвой может стать любая женщина. Первая группа риска — это девушки, которые только заканчивают школу. Вторая — выпускницы вузов, еще не нашедшие работу. Третья — женщины, испытывающие серьезные материальные трудности», — говорит г-н Трофимов.
Он признал, что уровень образования и культуры в Латвии оставляет желать много лучшего, раз уж столько девушек соглашаются на такие сомнительные предложения, не осознавая последствий. «Хотя они добровольно садятся в самолет до Ирландии, они все равно жертвы. И наше законодательство все равно на их стороне», — считает он.
Цифры
За первые шесть месяцев 2010 года заявки на вид на жительство в Ирландии подали около 100 пакистанцев, женившихся на латвийских женщинах. Об этом свидетельствует статистика Департамента натурализации и иммиграции Ирландии. В прошлом году вид на жительство в связи с браком с гражданами ЕС просили 2129 человек. 384 из них были гражданами Пакистана. Чаще всего пакистанцы женятся на латвийских женщинах, на втором месте по заключению фиктивных браков – жительницы Польши, на третьем – эстонки.