Доказать злоупотребление служебным положением следователи так и не смогли. Обвиняемой вменили отмыв и незаконное участие в сделках. Суд утвердил сделку, однако решение вступит в силу только в начале декабря.
Как подчеркивает защитник, всем остальным задержанным KNAB по «делу о злоупотреблениях на рынке» (в том числе и сыну Наины Цибульской — Артему) даже не предъявляли обвинений. В итоге процесс против них был закрыт за отсутствием состава преступления.
Что вменяли «королеве рынка»
KNAB минувшей весной передал в прокуратуру материалы уголовного процесса о злоупотреблении служебным положением экс-председателя правления Центрального рынка Наины Цибульской.
По мнению борцов с коррупцией, кроме Цибульской в качестве соучастников в деле фигурировали четыре частных лица.
Речь шла о спорных договорах субаренды: по мнению KNAB, некая фирма снимала землю у Центрального рынка и сдавала ее другим арендаторам по завышенным ценам.
Подозреваемая до 1997 года сама входила в число учредителей некой фирмы. В 1997 году от фирмы Цибульская избавилась, но хоть официально их ничего не связывало, фактически продолжала ею руководить. Фирма арендовала у Центрального рынка торговые места по «лимонадным» ценам, но затем сдавала коммерсантам по заметно завышенным.
Далее дивиденды компании снимались через частных лиц. В итоге прибыль от сдачи в аренду территорий рынка получали частные лица, а не его акционер — Рижская дума.
Чтобы скрыть свою противозаконную деятельность, деньги перечислялись на иностранные счета. За все время, по мнению следователей, руководитель рынка заработала как минимум миллион латов. Саму фирму участники группы использовали по личным надобностям, к примеру, списывая на нее свои счета за мобильные разговоры или автомобильный лизинг.
Итоговое обвинение прокуратура предъявила за незаконное участие в сделках, незаконные действия с платежным средством и отмыв в крупных размерах.
Защита: «Откуда взялся миллион?»
В ходе следствия адвокат Нианы Цибульской Янис Давидович рассказывал kriminal.lv: у его клиентки и ее сына Артема Цибульского масса вопросов к KNAB в связи с ведением следствия:
— Ни одного документа, подтверждающего вину Цибульской, мы пока не видели.Откуда взялся миллион — вообще понять трудно.
Защитник настаивал, что Наина Цибульская никаких решений единолично не принимала. За договоры рынка несла ответственность комиссия по закупкам, утвержденная Рижской думой, Цибульская в нее даже не входила.
Адвокат сделал и такое предположение:
— Стоит отметить такую закономерность: как только в KNAB происходят какие-то внутренние неурядицы, тут же появляются какие-то громкие дела. Дело Latvenergo вспыхнуло когда? Когда Юту Стрике вызвали в парламент. И сразу оказалось, что она не может прийти. Сейчас вот премьерские обсуждения — и сразу дело Цибульской.
Справка
* Биография
Наина Цибульска работала на Центральном рынке с 19 лет — впервые ее туда привела мама, чтобы через знакомых устроить товароведом. Далее: работала инспектором в Министерстве торговли, с 1997 года — член правления рижского Центрального рынка.
В декабре 2008 года оперативниками KNAB были задержаны сама Наина Цибульска, ее сын Артем и его бизнес-партнер Вячеслав Митин (юрист Центрального рынка).
Мать и сын Цибульские пробыли под стражей до 25 февраля 2009 года.
* Имущество
На момент задержания г-же Цибульской принадлежала квартира в Юрмале стоимостью 47 000 латов, которую ей в 2002 году подарила некая Инга Берзиня. В том же году она сама приобрела квартиру площадью 130 квадратных метров на улице Кр.Валдемара за 34 000 латов. Судя по банковской декларации, доходы ее в то время составляли 1200 латов до уплаты налогов. В банке были накопления – около 35 000 латов.
Без кредита вместе с сыном в 2006 году Наина Цибульска приобрела престижную квартиру в Юрмале, на проспекте Дзинтару, за 250 000 евро. В этом же доме квартиры приобрели адвокат Иван Грунте и банкир Вилорий Белоконь.
Зарплата от Центрального рынка для Цибульской составляла 4000 латов в месяц до уплаты налогов.
* Семья
Сыну Наины Цибульской принадлежали части капиталов в трех фирмах. Его главное детище – юридическая фирма Jurlats, половина которой, кстати, принадлежит юристу Центрального рынка Вячеславу Митину.