Комментировать прогнозы высших должностных лиц России о том, что в будущем году цена на нефть начнет расти, собеседник не стал. Но, по его словам, то, что плохо для нефтедобывающих стран, хорошо для тех, кто зависит от нефтепродуктов. В том числе, и для латвийской экономики, латвийского потребителя.
На цены в латвийской рознице, по словам эксперта, влияет и острая конкуренция.
- С 1990-х годов немалая часть общества считает, что те, кто торгует нефтепродуктами, имеет колоссальную прибыль. Это уже давно не так. Давно ушло в прошлое время, когда топливо закупали в России по тамошним ценам, субсидируемым государством, ввозили на Запад, в том числе к нам, и имели 100 процентную прибыль. Сегодня в среднем по отрасли рентабельность – один процент. А маржа между закупочной ценой и розничной в Латвии – 5-7 евроцентов за литр.
Падение цены на топливо или повышение на нее не влияет. На Западе маржа в три-четыре раза выше. Потому что люди там более состоятельные! А у нас, если вы решите заниматься этим бизнесом, пойдете в банк и скажете о рентабельности в один процент – никто не даст кредиты, - продолжает собеседник.
По этой причине многие небольшие автозаправочные сети продают бизнес или переходят в другую нишу – строят на этом месте торговые центры.
Пути нелегального топлива
Ходят про топливный рынок и другие разговоры - что вместе с алкоголем и сигаретами – он один из самых криминогенных. По словам главы ассоциации, доля контрабанды значительна – около 20% или каждый пятый литр. Но контрабанда поступает уже не таким мощным потоком, как в лихие 1990-е, когда сюда без документов привозили целые составы. Причем что интересно, подавляющая масса контрабанды идет не через восточную границу, а непосредственно из ЕС.
- Как ни смешно, контрабанда стала возможной из-за отсутствия в ЕС границ,- продолжает собеседник.- На территории Евросоюза действует организованная преступность. Один из каналов появления в Латвии контрабандного топлива – Польша. Там уходят от уплаты за него налогов и переправляют в другие страны. В Латвии это топливо практически не продают на бензозаправках. Хотя СГД приводило случаи обнаружения топлива сомнительного происхождения и на АЗС. Главные же каналы, куда уходит это топливо – личные гаражи и транспортные организации. У последних, в свою очередь, есть легальные и полулегальные автозаправки. Кому надо, эти места знает.
Другой канал нелегального топлива – Россия и Белоруссия, откуда топливо ввозится на личном транспорте, на транзитных фурах через Латгалию. Официально, по словам собеседника, закон не запрещает ввозить бак топлива в автомобиле для личных нужд. Но его нельзя продавать третьему лицу. А когда дальнобойщики в транзитных фурах привозят в баке по 1500 литров топлива и толкают его – это уже нарушение закона.
Что ждет латвийский рынок биотоплива?
По действующим директивам ЕС доля биотоплива к 2020-му году на нашем рынке должна составить 10%. По словам эксперта, доля этого топлива будет скорректирована в сторону уменьшения. Не только в Латвии, во всем ЕС.
- Дело в том, что земледельцы многих стран с растительных культур на продовольствие переориентировались на биотопливо. Некоторые страны, проталкивавшие эти проекты, выплачивают фермерам значительные субсидии за такое растениеводство – прямые и косвенные. Поэтому решено было искать другие иные источники биотоплива. Крупные компании сейчас начали выращивать в океане водоросли с целью из них получать биотопливо. На это идет часть их прибыли, - говорит г-н Стирна.
Источник: «Вести Сегодня»