Подозрения в возможном влиянии на процедуру переговоров Чуда отрицает: «Я ведь не участвовал ни в одних переговорах о том, что сейчас нужно закупить, и я не участвовал потому, что это не входило в мои служебные обязанности».
Прокурист Jūrmalas Mežaparki Мартиньш Чуда сказал, что Андрис Чуда был им проинформирован: «Я Андрису говорю — ну, что там будет с закупкой, ну конечно — он мой брат! Он мне сказал — не звони мне, я об этом ничего не знаю. Вот и вся история».
Владельцем компании сейчас является отец Андриса Чуды — Александр, а Мартиньш на посту прокуриста сменил брата, когда тот летом 2022-го стал парламентским секретарем. Андрис Чуда категорически отрицает любое свое влияние на получение фирмой заказа от министерства.
«Я должен вас огорчить. Я даже не знал, что она (процедура) объявлена, и после того, как всё завершилось, я позволил себе все же спросить, как же тогда принимались заявки. И тогда выяснилось, что Минэкономики опрашивало предпринимателей Латвийской торгово-промышленной палаты (ЛТПП). И, соответственно, человек связался с руководителем проектов нашего предприятия, ну то есть нашего семейного предприятия, как вы упомянули. И далее этот процесс происходил», — поясняет Андрис Чуда.
Отбор претендентов происходил в большой спешке, прозвучало в передаче. В начале мая из Чернигова прислали список того, что пригодилось бы детсадам: деревянные стульчики, кроватки, шкафчики, а также постельное белье, мягкие модульные конструкторы и игровые площадки. Минэкономики посоветовалось с ЛТПП, чтобы выяснить, что из этого списка способны изготовить и предложить латвийские предприниматели. В ЛТПП опросили бизнесменов, используя базу данных о своих членах и пригласив сотрудничать Ассоциацию производителей мебели.
"Брат ничего не знал"
Мартиньш Чуда тоже говорит , что узнал о закупке не от брата, а именно из письма присланного ЛТПП.
«Теперь мне от третьей стороны, от Ассоциации производителей мебели приходит известие, что Минэкономики объявит закупку. Я, конечно, звоню брату и спрашиваю: вы там какие-то закупки объявляете, о чем это? Он такой: я ничего не знаю. Он действительно не в курсе! Я тогда: как, разве ты не знаешь, чем министерство занимается? Он: каждый отвечает за свою сферу, у меня насчет того, какие там опросы министерство проводит, нет ни малейшей информации. Я такой: а, окей, тогда мне надо узнавать от какой-то мебельной ассоциации, что у вас закупка? Хорошо...» — рассказал Мартиньш Чуда.
В электронном письме ассоциации была просьба сообщить, производит ли фирма что-либо из запрошенного украинской стороной, если да, то в каком количестве может иметься готовая продукция на складах, сколько времени потребуется на производство всего необходимого объема — и сколько это может стоить. Уже на следующий день было подготовлено предложение для Министерства экономики, и руководительница проектов Jūrmalas mežaparki была приглашена на встречу с госсекретарем министерства, говорит Мартиньш Чуда:
«Чтобы обсудить, что у нас там есть. Затем у нее было задание подсчитать примерные издержки на транспорт. После чего они разработали сами техническую спецификацию исходя из селекции (выборки), которую мы предложили».
Руководство Минэкономики 23 мая вместе с делегацией предпринимательских организаций Латвии побывало с визитом в Чернигове, где снова обсуждалась возможность помощи. И наконец, 4 июля правительство утвердило доклад Минэкономики о планируемой помощи для Украины. В рамках этих поставок Латвия планировала примерно на 1 млн евро предоставить 12 модульных домов, оборудовать детсады мебелью на 206 тыс. евро, а также игровые площадки на такую же сумму.
Вид госзакупки — переговорная процедура (а не конкурс). Но если к переговорам о поставках домов и мебели приглашали дюжину претендентов, то об игровых площадках чиновники Минэкономики говорили только с Jūrmalas mežaparki, сообщает De facto.
Количество претендентов - не главное
Бывший министр экономики Илзе Индрикюсоне (Национальное объединение) на вопрос, не кажется ли ей, что выглядит плохо ситуация, когда в конкурсе — всего один претендент, и он связан с руководством министерством, сказала:
«Эмоционально при виде такого результата — это не сюрприз, что для кого-то это выглядит плохо. Я, конечно, была бы рада, будь там 3-5 претендентов, но если был один, то был один — ну, определенно я не могла на это никак повлиять».
Спешку с процедурой чиновники обосновывают тем, что не предугадать, какую именно помощь как особо безотлагательную запросит Черниговская область, а также тем, что поставки товаров необходимо начать как можно скорее. В извещении о процедуре указано, что Jūrmalas Mežaparki — единственное предприятие, заполнившее анкету, опубликованную на сайте министерства. С этой фирмой заключен договор стоимостью 206 611 евро. Поставщик обязуется предоставить четыре вида оборудования, в общей сложности 88 единиц. Поставка намечена на ноябрь, и производство ведется в несколько смен.
Одобренные правительством доклады о помощи Украине не согласовало общество «Латвийская платформа для сотрудничества по развитию» (Latvijas Platforma attīstības sadarbībai, LAPAS). Оно возражало против избранного вида помощи как такового. По мнению организации, лучшей практикой было бы по возможности больше ресурсов направить стране-получательнице, а не поддерживать предпринимателей страны-донора и еще тратиться на транспортировку продукции. Вызвала (с учетом сумм госзаказов) возражения и форма госзакупки — опрос вместо конкурса, говорит руководитель LAPAS Инесе Вайваре.
Сходный объем финансирования помощи запланирован и на следующий год. Действующий министр экономики Виктор Валайнис (СЗК) считает, что это правильно, если, помогая Украине, Латвия поддержит и своих производителей тоже. Но вот отбор предпринимателей, вероятно, будет проводиться иначе:
«Главное, чтобы это был местный предприниматель. Чтобы мы, поддерживая Украину, поддерживали и свою экономику, и такая цель была у этой программы тоже. По такому принципу и нужно будет работать. Главное, чтобы это было максимально прозрачно, чтобы у всех предпринимателей были одинаковые возможности принять участие в этой программе».
Источник - rus.lsm.lv