Фоновый фактор
«Понятия», по которым живут в латвийских тюрьмах, широко известны. И даже далекие от криминала люди знают: за решеткой у нас — совсем не санаторий. Однако новость о том, что в камере Централа можно легко «убрать» неугодного человека, оказалась шокирующей. Комментаторы в Сети удивляются: «Надо же, я думал, такое возможно только в Латинской Америке».
В ответ «оттуда» идут разъяснения:
«То, что случилось в парнем... в камере это называют «массаж». Если ты попал с наркотиками, лучше начинай думать, как выживешь. Потому что «просинят» (побьют — прим авт.) всех, кто пытается рассказывать, что не виноват, нет денег и т.д. В Централе носят почту, телефоны, интернет, деньги, алкоголь, героин... Только друзья-охранники, все как один запуганные, спокойно разговаривают со смотрящими «хаты». Никто за 350 латов не будет рисковать своей семьей и близкими, а деньги нужны, надо работать».
...А теперь вернемся к истории о гибели в камере.
Пробитый глаз и сломанные ребра
Какое-то время назад по делу о крупной контрабанде наркотиков за решеткой оказались сразу трое братьев: 51-летний Роланд Привертс, 50-летний Айгар и 30-летний Эдгар. Двое находились в Финляндии, а третий попал в Рижский Централ, где, ожидая выдачи финским властям, умер. Айгара 16 сентября нашли мертвым в камере, где он находился вместе с 10 заключенными.
По сообщению тюремной администрации, у задержанного начался делирий и при попытке его успокоить, заключенный вырвался в коридор и побежал. Охране пришлось применить физическую силу — ударить его по лицу. Не исключено, что он сам причинил себе телесные повреждения, — получили разъяснения родственники.
У приятелей покойного это объяснение вызывает усмешки — такие повреждения, как у Айгара, человек не может нанести себе сам: сломаны череп, 6 ребер, пробит глаз, повреждены внутренние органы...
Привлек к отработке
Если говорить о старшем брате погибшего, то стоит напомнить, что несколько десятков лет назад он отказался от украинской фамилии отца «Падун» и взял фамилию жены, став Привертсом. Это тот самый Роланд Привертс, которого в 1999 году вместе в руководительницей ассоциации моделей Дайрой Силавой поймали в Рижском аэропорту с почти двумя килограммами кокаина.
Его приговорили тогда к 6 годам тюрьмы, однако за хорошее поведение освободили уже через 4. На выходе из тюрьмы Матиса его ждали журналисты и Привертс с улыбкой сообщил им, что продолжит начатое дело. И не соврал.
В 2004 году с 894 граммами кокаина Привертса поймали в Эквадоре, где за это грозит пожизненное заключение. Однако наркокурьер из Латвии провел там за решеткой всего 5 лет. Вернувшись домой, он несколько месяцев отдохнул и в июне 2009-го года попал в тюрьму уже в Финляндии. Ему дали 8 лет, но за примерное поведение освободили в этом году.
Жизнь в финской тюрьме пошла Роланду на пользу: он поправился, накачался, в общем, вышел полным сил. На воле он продолжал заниматься спортом в зале в Салкрасты, где он проживает. В разговорах он не скрывал: продолжает заниматься тем же самым.
К этому времени в наркобизнес он, возможно, вовлек обоих своих братьев.
Еще и браконьер
Айгар за контрабанду наркотиков отсидел срок ещё в советские времена. Он, кстати, и сам употреблял — в последнее время его единственной вредной привычкой был алкоголь.
В последние годы оба брата — Айгар и Эдгар — попадали в поле зрения полиции еще из-за нелегальной рыбалки, за это их уже штрафовали.
Вот и в день задержания — 13 сентября — Айгар вытащил нелегальную сеть, — сообщает nra.lv — Задержание было спокойным, по его месту жительства в Саулкрасты (ул. Плявас). Его посадили в машину как был — в шортах и майке. Он даже не понял, за что. Думал — за браконьерство. Начал оправдываться, что ловил рыбу, так как хотелось есть. Никаких наркотиков тогда у него при себе не было.
Сначала его поместили в полицейский изолятор в Чиекуркалнсе, а в понедельник утром перевезли в Центральную тюрьму.
— В три часа дня он уже был мертв, — пояснила его подруга Луция изданию.
Позже стало известно: задержали его за контрабанду наркотиков.
— Айгар не был связан с наркотиками, могу сказать это с уверенностью на 150%, — негодует Луция.
Чем он занимался на самом деле?
Судя по открытым регистрам, на покойном в последние годы числилось две фирмы: AGO-2 (сейчас ликвидируется, у предприятия аннулировано удостоверение плательщика в 2006 году) и LINEKA (удостоверение плательщика НДС аннулировали в 2005 году).
На фирме AGO-2 числились небольшие долги — 188 и 176 латов, давно погашены. Впрочем, трудно ожидать большого бизнес-успеха от фирмы, в половину уставного капитала которой вложены компьютер, монитор, принтер, рабочий стол, стул, полка, телефон, факс и шкаф.
По словам подруги, Айгар был сильным и физически, и по характеру, при этом умным и эрудированным.
— Нам обоим нравился джаз, мы его часто слушали. Всегда с ним было о чем поговорить. Он был очень спокойным, никогда не грубил, не дрался, знал английский и приемы самообороны, — вспоминает Луция в интервью nra.lv.
Как говорят друзья, у Айгара всегда было полно идей, из-за которых можно было попасть в неприятности, которые потом вспоминать со смехом.
— Его однажды с другим парнем спасали в море с вертолетом. Он мог просто голым выбежать из дома и через полную людей Белую дюну отправиться купаться. Любил выпить, но с наркотикам отношения не имел, — говорят друзья.
... Летом Айгар показывал в кафе толстые пачки евро. Раньше, хотя он и любил угощать друзей, таких сумм у него не наблюдалось.
«Идет следствие»
Официальную позицию тюрьмы по этому делу нам изложила пресс-представитель УМЗ Инара Макарова:
— 16 сентября в Рижской центральной тюрьме был констатирован факт смерти заключенного. Причины смерти в рамках начатого уголовного процесса выявит экспертиза, кроме того, начата служебная проверка. Проверяется несколько версий. Как неоднократно подчеркивала начальница УМЗ Илона Спуре, «каждый человек это ценность, и жизнь каждого это ценность». Не допустимо, чтобы человек её терял в правоохранительном учреждении. Если в рамках следствия выяснится, что в смерти заключенного виноват сотрудник тюрьмы, он будет призван к ответственности. Однако до тех пор, пока не получено заключение экспертизы и продолжается уголовный процесс, более подробных комментариев не будет.
На фото справа: Роланд Привертс (AFI).