Писатель Даце Юджина-Нимане считает абсурдным, что алкоголь продавать можно, а книги нет. «Значит, читать нельзя, а спиваться – можно. Читать, думать, анализировать — нельзя. А напиться, протрезветь, стать тупым — это ок», — говорит она.
Глава Госканцелярии Янис Цитcковскис отмечает, что нужно признать суровую реальность. «Насколько бы алкоголь не был вредным, но большая часть общества без продажи алкоголя этот период не может прожить. Мы можем морализировать о книгах и сравнивать с алкоголем, но, к сожалению, не только в Латвии, но и других странах это товар первой необходимости», — говорит Цитcковскис.
Глава правления Латвийской ассоциации издателей книг Ренате Пунка говорит, что во многих странах книги включены в список товаров первой необходимости.
Правительство аргументировало запрет на очную продажу книг тем, что в стране есть библиотеки. Однако, получить на руки популярные книги — не так уж просто, например, в Юрмальской библиотеке в очереди на некоторые книги — 18 человек. Значит, последний получит книгу только месяцев через десять. А торговля в интернете не пользуется большим спросом.
«Все это время, до начала прошлого года, продажи в интернете составляли 10%, как в каком издательстве. И даже если в три раза больше станет, как это и произошло в последние месяцы, это никак не может уравновесить остальные 70%», — говорит Пунка.
Чиновники уверены, что книги могут задержать человека в магазине дольше, чем это допустимо в нынешних условиях.
«Книги связаны с тем, что человек перед тем, как их купить, смотрит, читает, проводит в магазине больше времени, что может быть критически», — говорит Цитcковскис.
В декабре книжные магазины пережили падение оборота в размере 10%, в январе — уже 70%. Zvaigzne ABC уже закрыло один из своих 34 магазинов.
Владелец и руководитель Zvaigzne ABC Вия Килблока решили бороться с запретом на продажу книг в Конституционном суде.
«Я училась на юриста, и я не могу жить с ощущением, что закон есть, но он не работает, что не соблюдаются основные принципы и смысла в законе нет», — говорит Килблока.
Также издатели отмечают, что сейчас очень сложно из-за неясности, что ждет в будущем, как долго эти ограничения продлятся — без этой информации трудно держаться на плаву.
Источник - rus.lsm.lv