В прошлом году было заключено 119 сделок вблизи объектов национальной обороны. До сих пор ни одному покупателю не было отказано из-за потенциальных рисков.
Ситуацию вокруг объектов критической инфраструктуры контролирует Служба госбезопасности. Там подтвердили De facto, что тоже проверяют случаи покупки и аренды недвижимости вблизи этих объектов. Семь лет назад недвижимость недалеко от аэропорта «Рига» приобрела компания PARD-M. Реальным ее бенефициаром является Дмитрий Холомкин — гражданин России, имеющий вид на жительство в Латвии. Сейчас в этих помещениях располагается клуб пляжного волейбола.
Параллельно с латвийским направлением бизнеса Дмитрий Холомкин в течение 15 лет, до апреля 2022 года, руководил российским научно-исследовательским объединением с сокращенным наименованием «АКНИИПО». Оно работало в сфере авиационных и коммуникационных технологий. Некоторое время бизнесмен также возглавлял российскую компанию с таким же названием. В совет же директоров латвийской компании наряду с Дмитрием Холомкиным входит гражданка России Галина Холомкина, которая в настоящее время также связана с той же российской научно-исследовательской организацией.
Каковы нынешние связи предпринимателя с российским технологическим сектором и планы по ведению бизнеса в Латвии? С De facto Холомкин не разговаривал. Его доверенное лицо Наталья Сулацкая подтвердила, что поддерживает контакт с предпринимателем по вопросам управления клубом, однако дальнейших комментариев не предоставила. Компания Холомкина в Латвии уже несколько лет терпит убытки, в 2023 году они превысили 70 тысяч евро. Но Сулацкая объясняет это ограничениями, связанными с Covid-19. В прошлом году, по ее словам, ситуация улучшилась.
На уходящей неделе Сейм дал ход законопроекту о запрете гражданам России и Беларуси, а также принадлежащим им компаниям приобретать недвижимость в Латвии. Поправки подготовили партии «Новое единство» и Национальное объединение — практически одновременно. Обоснование то же самое: предотвращение угрозы национальной безопасности. Как отметил на заседании парламентской Комиссии по нацбезопасности депутат Янис Домбрава (Национальное объединение), государства-агрессоры и их спецслужбы могут использовать недвижимость, например, для создания конспиративных квартир.
Сейчас планируется сделать исключение — позволить приобретать недвижимость гражданам России и Беларуси, имеющим постоянный вид на жительство в Латвии. Их почти 33 тысячи. Это люди, сдавшие экзамен на знание госязыка.
Однако член Юридической комиссии Сейма Агнесе Краста («Новое Единство») признала, что от этого исключения можно было бы и отказаться. Однако для граждан России и Беларуси, получивших временный вид на жительство в Латвии, исключений не предусмотрено. Их насчитывается 13 тысяч.
Похожее направление политической мысли — не допускать продажу земли гражданам государств-агрессоров — характерна для ряда стран региона. Литва ввела запрет в 2023 году, но только для граждан России. Эстония, Финляндия и Норвегия все еще готовятся к этому шагу. Научный сотрудник Центральноевропейского института Александра Кучинска-Зоника подчеркнула, что страны Балтии являются лидерами в этом отношении:
«Страны Балтии прекрасно понимают соображения безопасности. В основе запрета — не только политические или символические решения».
В других странах, в отличие от Латвии, были выявлены объекты недвижимости граждан России: в Литве их насчитывается 9 тысяч, в Эстонии — более 40 тысяч. В Финляндии, чье Минобороны заблокировало продажу ряда объектов гражданам России, они владеют примерно 3,5 тыс. объектами недвижимости.
Но в Латвии никто не знает, сколько такой недвижимости. До начала этого года государство не учитывало эти объекты отдельно. «То есть и нотариус, и судья земельного кадастра видели данные конкретного лица, включая гражданство, но эта информация нигде не была зафиксирована, скажем, в реестре земельного кадастра, как данные», - сказала парламентский секретарь Министерства юстиции Лаума Паэглькална («Новое Единство»).
По данным Судебной администрации, с 1 января по 18 февраля недвижимость в Латвии купили 63 гражданина РФ и два гражданина РБ.
Государство пока не собирается выяснять, сколько россиян и белорусов уже сделали это раньше. Однако чтобы составить представление о масштабах таких сделок, De facto стало искать косвенные данные. Данные, подготовленные Lursoft, гласят, что через латвийские предприятия недвижимостью в нашей стране владеет 1832 гражданина России и 124 гражданина Беларуси (фактические владельцы фирм).
В свою очередь, члены Ассоциации финансовой отрасли зафиксировали около тысячи заемщиков с гражданством России или Беларуси. Вероятнее всего, лишь небольшая часть сделок проводится через банки. Как отметил в беседе с De facto Айгар Шмитс, руководитель ассоциации LANĪDA и компании Arco Real Estate,
в настоящее время сделки с нерезидентами через агентства недвижимости практически не осуществляются.
Отследить по публичным источникам, сколько членов или руководителей компаний являются гражданами России, имеющими вид на жительство в Латвии, с начала этого года больше нет возможности. Им в Латвии присваивается персональный код, а в целях защиты личных данных в Регистре предприятий больше не указывается национальность.
Однако, как сообщила руководитель Регистра предприятий Лайма Летиня, это планируется исправить: «Осознавая, что текущая геополитическая ситуация однозначно показывает, что эта информация необходима и пользователям данных Регистра предприятий, клиентам — мы искали решение, чтобы доступность информации имела законные основания».
Минюст уже готовит соответствующие поправки и надеется принять их весной.