До этого процесс уже несколько раз откладывался. В последний раз — из-за желания прокурора изменить обвинение. Вчера дело снова не началось — заболела подсудимая. Следующее заседание назначено на 22 апреля.
Как битва за VIP-зону привела к двум судам
Скандал начался с того, что в полиции было получено заявление о «лоббизме» депутата Воробьевой при конкурсе о сдаче в аренду VIP-кафе в концертном зале «Дзинтари».
Вопрос VIP-столиков становится весьма актуальным накануне каждого летнего сезона, когда Юрмала ждет в гости «Новую волну», «Голосящего КиВиНа» и другие важные мероприятия. Цены в VIP-зоне при этом славятся запредельностью, прибыли, соответственно, тоже. Так, в прошлом году официальная цена на столики здесь составляла 20 000 латов. Однако спекулянты в канун открытия резко взвинтили цены: VIP-столики предлагали даже за 100 000 евро. Поэтому уже который год вокруг этого кафе идут ожесточенные бои местного значения: с судами и разоблачениями в прессе.
В 2010 году году право оказывать услуги общественного питания во время мероприятий в зале «Дзинтари» по результатам конкурса завоевала компания Priority, которая должна была заключить договор с концертным залом и в течение пяти лет заплатить в казну города 147 500 латов (без НДС). При этом предполагаемый ее доход оценивается в 352 500 латов (без НДС).
Соглашение с фирмой подписано, однако, не было: против этого категорически выступила член правления концертного зала, депутат Юрмальской думы Мария Воробьева. По ее мнению, конкурс проводился нечестно и все было специально подстроено, чтобы победила лоббируемая бывшим мэром Юрмалы, Раймондом Мункевицем фирма Priority, спонсировавшая партию Jūrmala — mūsu mājas.
По результатам этого скандала сам Мункевиц потерял кресло и стал обвиняемым в «деле о подкупе депутатов». Сейчас его рассматривает Юрмальский суд.
В свою очередь конкурент Priority попросил полицию проверить предполагаемую связь Воробьевой с компанией Wanda.
В итоге за отказ Воробьевой подписать договор с победившей в конкурсе фирмой она и оказалась под судом. Прокурор Анита Урбацане предъявила ей обвинение по статье «Бездействие должностного лица, повлекшее тяжкие последствия, либо при наличии корыстного умысла».
Неоднозначный процесс
После всех скандалов вокруг VIP-кафе весь конкурс вообще был отменен. Депутаты решили: раз так много разборок, пускай сами организаторы мероприятий выбирают, кто из поставщиков им нравится больше. Однако такой либерализм не прижился. Конкурс все-таки был утвержден, и победила в нем фирма Priority.
Ей были переданы права на организацию VIP-кафе в «Дзинтари» сроком на пять лет.
Именно на этот договор делают отсыл юрмальские думцы, когда представители «Новой волны» указывают им на недостатки обслуживания. Как же можно расторгнуть договор, если это грозит санкциями...
Что совершенно очевидно, в ходе «процесса Воробьевой» критические аргументы в адрес арендаторов кафе еще прозвучат.
-
— Уважаемый суд, она хотела как лучше — у нее не было умысла нанести ущерб городу. Наоборот... вы же видите, сколько скандалов потом было из-за качества обслуживания — чуть «Новую волну» не перенесли.
И все. Субъективная сторона преступления труднодоказуема.
Впрочем сама г-жа Воробьева пока свою позицию не комментирует:
– Будет суд, там все будет сказано, — заявила kriminal.lv экс-депутат.
Марис Дзенитис: «Это попытка повлиять на свидетеля»
Один из депутатов Юрмальской думы, экс-заместитель мэра города Марис Дзенитис в разгар скандала с кафе находился на стороне оппозиции к действующему тогда мэру Мункевицу. Он не сомневается: оба дела — и по Воробьевой, и по обвинению экс-мэра Мункевица — связаны.
-
— Г-жа Воробьева является свидетельницей по делу о взятке. Так что уголовный процесс против нее можно квалифицировать как попытку повлиять на свидетельницу.
Г-н Дзенитис считает, что повод для суда Воробьевой «притянут за уши».
Остается добавить, что сейчас г-жа Воробьева не занимает должностей ни в Юрмальской думе, ни в концертном зале «Дзинтари». Дама разотает финансовым аналитиком в компании Man-Tess.
Хроника подсудимых мэров
Отметим как факт: Юрмала — город, где мэры и депутаты чаще всего попадают под суд или следствие.
Юрис Хлевицкис в марте 2007 года был приговорен к 5 годам тюрьмы вместе с предпринимателем Германом Милушем и кандидатом в депутаты Гвидо Харийсом Волбургсом. Все они были осуждены за организацию дачи 20-тысячной взятки депутату Юрмальской думы Илмару Анчансу, чтобы тот голосовал за Хлевицкиса, а не за Инесе Айзстрауту (которая тогда все же стала градоначальником Юрмалы).
Андрейс Инкулис (экс-мэр не только Юрмалы, но и Риги) оказался под судом в «деле о взятках в Рижской думе». Согласно обвинению, в марте 2007 года он, уже будучи частным лицом — председателем совета АО Eldikrija - обратился к Петерису Странцису, который к тому времени возглавил Департамент городского развития. Речь шла о перспективах застройки зеленой территории на ул. Грегора фирмой Kvarta, частично принадлежавшей компании Eldikrija. Против этого строительства резко выступали местные жители и общественные организации. Предположительно, этот вопрос был решен за 100 000 евро. Суд признал Инкулиса виновным и приговорил к штрафу в размере 24 000 латов (120 минималок).
Гирт Тренцис по приговору Рижского окружного суда отработал 200 часов принудработ. Также осужденному за злостное превышение служебных полномочий в течение года запрещено занимать должности в муниципальных и государственных структурах.
Экс-мэра обвинили в злостном превышении служебных полномочий во время решения вопроса о мировой с экс-председателем Юрмальской больницы. Тогда Гирт Тренцис единолично согласился заключить с Юрисом Трачумсом мировое соглашение. Благодаря этому решению размер компенсации больнице был уменьшен с 33 до 11 тыс. латов.
На снимке: депутат Воробьева (справа), концертный зал в Дзинтари в разгар «Новой волны».