Однако адвокат главного обвиняемого Елена Квятковская в разговоре с нами предположила обратное: скорее всего, подаст апелляцию обвинение.
-- Уж если решили портить людям жизнь, то, думаю, они пойдут до конца, - не скрывала своих эмоций адвокат.
По ее мнению, все это дело было сфабриковано на пустом месте.
-- За 3 года следствия обвинение не предоставило вообще никаких доказательств, кроме первоначальных заявлений потерпевших. Прослушка телефонов, слежка - все это не дало никаких доказательства наличия преступления.
Жалуется адвокат и на качество обвинения.
-- Прокурор очевидно не понимает специфики футбольного бизнеса, в котором покупка и продажа игроков - неотъемлемая часть. Это называется трансфер и о нем любой человек, интересующийся спортом, знает. Когда в суд пришли практически все функционеры Латвийской футбольной федерации и четко, "на пальцах" объяснили, в чем заключается смысл контракта игрока и клуба, какие у кого права, кто решает возможные споры, то вопросы у всех отпали. У всех, кроме прокурора, который продолжал требовать тяжелейших наказаний для всех обвиняемых. Так, для Барковского обвинение потребовало 8 лет тюрьмы (!).
Будет ли прокурор настаивать на этом наказании - узнаем после 12 августа.
"Сливы" игр за деньги
Между тем процесс о футбольном вымогательстве стал определенной вехой для латвийского спорта. Еще бы: ведь был поднят вопрос о подтасовке результатов игр ради игры на тотализаторе. И занимались этим "потерпевшие".
Сергей Барковский, а также его будущие сообвиняемые Расул Эльмурзаев, Николай Гришунин и Сергей Фетискин, были задержаны в марте 2010 года.
Чуть позже им было предъявлено обвинение в 6 эпизодах вымогательства в группе с применением насилия и причинение телесных повреждений средней тяжести — 3 часть 184-й статьи УЗ (наказание по этой «групповой» статье – от 10 до 12 лет с конфискацией).
По мнению обвинения, Сергей Барковский и Расул Эльмурзаев всем руководили, остальные обвиняемые – были на второстепенных ролях. У потерпевших игроков ФК "Вентспилс" вымогали деньги – фигурируют суммы в 7200 латов, 10 000 долларов, 10 000 евро и т.д. (в сумме около 100 000 евро и 15 000 долларов) в духе лихих 90-х.
Однако обвиняемые все отрицали. Защита настаивала, что сами потерпевшие были замешаны в неспортивном поведении - «сливе» игр для тотализатора, а когда это выяснилось, сфабриковали дело против руководства клуба, чтобы из-за скандала забылись их собственные провинности.
Тем временем сами жертвы вымогательства описывали события весьма красочно.
Потерпевший: "Он мне сказал, что я должен 50 000"
Так, Денис Качанов рассказал в суде, что в конце августа 2009 года был отстранен от игр в «Вентспилсе», с которым у него был контракт до конца 2011 года, и переведен в «Транзит» (тоже команда ФК «Вентспилс», но уровнем гораздо ниже). Основание: несколько футболистов — он, Римкус и Саша Цилиншек играли на тотализаторе (то есть «сливали» игры своей команды с целью выигрыша). И по указанию Барковского ему сообщили: он должен за это 50 тысяч евро (то есть сумму трансфера самого Качанова).
Свое участие в тотализаторе Качанов категорически отрицал. Но, как он говорит, на тот момент он решил в Федерацию футбола он не обращаться, потому что не хотел огласки. Он продолжал тренироваться, несмотря на то, что сильно потерял в зарплате.
Он рассчитывал так: Римкусу дали статус «свободного агента» и компенсацию, и он, Качанов хотел того же. Но ему предложили поискать другой клуб, попутно позволив тренироваться в сборной Латвии. Так продолжалось до конца 2009 года. По его расчетам за это время клуб ему задолжал около 30 тысяч евро.
Далее, в начале 2010 года Качанов все же позвонил в Федерацию и попросил совета, после чего подал туда официальное заявление обо всем произошедшем. Вскоре после этого — в ночь на 12 января — сгорела его автомашина BMW X5. По мнению потерпевшего, это случилось отнюдь не просто так:
— Три года машина под окнами стояла, и ни царапины, а стоило написать заявление в полицию, как сгорела, — пояснил суду Качанов.
«Они угрожали, что наркоманы порежут мою семью»
Другой потерпевший Витас Римкус тоже рассказывал в суде ужасы, которым его подвергли. По его словам, у него вымогали деньги, автомобиль, а также долговую расписку по поводу долга футболиста Евгения Космачева. Конкретные угрозы ему высказывал некий Алексей Шихалиев. Футболист не сомневается: это было сделано по заданию директора клуба Барковского.
По словам Римкуса, в августе 2009 года нескольких игроков — его, Качанова и Сашу Цилиншека отстранили от игр без объяснения причин и перестали платить зарплату. Он лично дважды писал заявления руководству клуба с просьбой дать пояснения, но ответа не дождался. Затем последовала встреча с Барковским, во время которой Римкус сказал, что будет обращаться в Федерацию футбола Латвии. Римкус говорит, что хотел получить от руководства «Вентспилса» долг и статус свободного агента, ему же предлагали нулевой вариант. Но в январе 2010 года Римкус статус свободного агента все же получил.
Позже, уже в Москве, Римкуса встретил Алексей Шихалиев и предложил подписать бумаги, по которым Римкус оказывался должен клубу 40 тысяч евро (очевидно, сумму трансфера). Римкус отказался, сказав, что денег у него нет, на что Шихалиев пригрозил – мол, «тебе есть, что терять», и предложил по возвращении в Вентспилс отдать машину, расписку о долге Космачева (Римкус одалживал тому деньги, на момент разговора долг составлял 20 тыс. евро). По словам потерпевшего ему пригрозили: наркоманы порежут его семью, а самому футболисту сломают руки и ноги...
После этого Римкус пошел в полицию и написал заявление. Потому что угрозы Шихалиева он воспринял очень серьезно – мол, «видел еще одного футболиста — Цилиншека — после встречи с Шихалиевым, он трясся».
Во время допроса выяснилось также, что футболиста Римкуса уже обвиняли в сдаче игры. Правда, он не мог вспомнить, чем в тот раз дело закончилось....
Общий итог подведем таким образом: скорее всего, по делу о "футбольном вымогательстве" будет апелляция и второй раунд.