Что выяснило следствие: именно Вадим Семашко осенью прошлого года убил в Залениекской волости (Елгавский район) военнослужащего морских сил Вилниса Хофманиса (1979 г. рожд.) и Криста Хиршсонса, недавно уволившегося из армии.
Убийство было совершено пистолетом, украденным с корабля Морских сил. Причина: обвиняемый увлекался азартными играми и имел большие долги. Деньги он занимал, в том числе, у обоих убитых.
Как сообщил прокурор Павел Сондор, обвинение Семашко предъявлено по пункту 2 ст. 118 Уголовного закона — убийство при особо отягчающих обстоятельствах, поскольку было убито два человека. (Срок от 15 до 20 лет с конфискацией имущества и контролем полиции).
Откуда оружие?
Откуда у парня могло взяться оружие для разборки? На этот вопрос косвенно ответили более поздние события. Командующий Военно-морскими силами страны Юрис Маклаков приказал провести проверку порядка хранения огнестрельных единиц на всех кораблях Военно-морского флота Латвии.
Дело вот в чем: Вадим Семашко служил вместе с позже убитым Хофманисом на военном корабле Zibens (Zibens было даже его позывным в аккаунте на сайте социальной сети Draugiem.lv). «Ствол» он взял именно с места службы.
Это, в свою очередь, объясняет многие обстоятельства дела, поначалу выглядевшие «странностями». К примеру, почему возможный убийца вместо того, чтобы просто «сбросить ствол», сохранял его в течение многих часов — пока с ним не попался. Это выглядело неразумно, пока не выяснилось, что задержанный — сам военный.
Всe просто: армейское вооружение для МВД — совершенно недоступно. Это, так сказать, другая вселенная. Пистолеты, винтовки, автоматы военных, коих в ЛР несколько тысяч, в МВД не регистрируются. О них нет никаких сведений. Никто их не «отстреливает». Поэтому, когда на убийстве обнаруживается пуля, выпущенная из военного оружия — она по логике может так и остаться «пулей из незарегистрированного ствола». Особенно если сам ствол незаметно вернулся бы на место.
Эту тему, кстати, мы поднимали некоторое время назад — когда за реализацию военного вооружения и боеприпасов был задержан один из офицеров сухопутных сил. Фактически, рекламный слоган «Мы ближе, чем Чечня» для нечестных военнослужащих более чем подходит.
В чeм причины
Как мы уже писали — со ссылкой на неофициальные источники — причиной убийства Хиршсонса и Хофманиса мог быть «карточный долг».
Эту информацию подтвердил в Latvijas Avīze отец Криста Хиршсонса — известный латвийский каскадер Лео Хиршсонс. По его словам, его сын (вообще «круто поднявшийся» перед отставкой — в частности, взяв в лизинг несколько авто, в том числе и новенький джип Land Cruiser) одолжил кому-то большую сумму денег.
Перед убийством поступила информация, что «деньги приготовлены». Сын с другом — моряком Хофманисом — поехали за деньгами, но попали в засаду и были хладнокровно убиты.
Кстати, Хиршсонс-старший не верит в версию о том, что единственным убийцей его сына и второго военнослужащего был 23-летний Вадим. По его словам, Кристс был одним из самых профессиональных военных, отлично подготовленный лeтчик. Убиты оба были в другом месте, в приготовленной для них ловушке, и убийц было по меньшей мере двое или трое.
Уже после расстрела, считает Лео Хиршсонс, тела жертв были помещены обратно в джип.
Как это случилось
7 ноября 2008 года сайт Zemgales ziņas сообщил о том, что в Елгавском районе утром был найден джип. В нем — обнаружены тела двоих застреленных мужчин.
Джип Toyota Land Cruiser — был зафиксирован в 8.00 на дороге в Ауце в Залениекской волости. По словам местных жителей, озвученных в передаче LTV ближе к вечеру, звуков выстрелов никто не слышал. Один из местных, выйдя утром на дорогу, обнаружил стоящий на трассе джип с включенными огнями, не подающий никаких признаков жизни. Заглянув внутрь, житель и увидел обоих убитых.
Оба ехавших в нем убиты выстрелами в голову. Один сидел пристeгнутым на переднем сидении справа от водителя. Второй — лежал сзади. В машине повсюду была кровь. Джип зарегистрирован на некоего жителя Риги.
По неофициальной информации, убитые были вооружены. Как сообщил LNT министр обороны Винет Велдре, один из убитых ранее был офицером в Воздушных войсках, другой — до гибели служил в Военно-морских силах...
Позже выяснилось: обоим погибшим было 29 лет. Один из них, Вилнис Хофманис, на момент гибели продолжал службу в Национальных вооруженных силах — в Управлении по обеспечению армии, на должности, связанной с оружием.
В своe время (1998 г.) Вилнис Хофманис пошел в армию добровольцем. Служил во флоте боцманом.
Второго погибшего многие знали — и в Риге, и в Юрмале. Крист Хиршсонс был известен и как спортсмен, и как пилот, и как каскадeр. Отличался, по словам знакомых, «совершенно нордическим характером — спокоен всегда и в любых обстоятельствах».
Пилотом в армии он прослужил до 2008 года, после чего ушел со службы и стал главным пилотом-инструктором в известной компании по подготовке летчиков. Согласно его декларации за 2007 год, в том году он взял кредит в 58 000 евро и купил сразу три транспортных средства — четырехлетний BMW 530d за 30 000 евро, совершенно новый мотоцикл на тот момент Suzuki за 6400 и новый же джип Toyota Land Cruiser. Судя по всему, джип был тот самый, в котором Крист и погиб.
Неожиданный нюанс: согласно нашему архиву, Крист — из каскадерской семьи. Он появлялся в нескольких латвийских кинокартинах и, в частности, в эпизодической роли в х/ф «Стражи Риги». В эпизоде его героя убивают на ходу в телеге.
Уже в воскресенье полиция заявила о задержании возможного убийцы. Работники Управления по борьбе с оргпреступностью, Национальных вооруженных сил, полиции Елгавского и Добельского районов задержали 23-летнего Вадима Семашко.
У мужчины, по словам главы пресс-службы Госполиции Иевы Рекшни, изъяты вещественные доказательства — в том числе оружие, из которого были застрелены оба убитых.