Итак, в минувшую пятницу перед судом Латгальского предместья Риги предстал неоднократно судимый Роман Шаранин и его подельник Вадим Богатырев. Им вменяют два убийства и одно нападение, жертва которого едва выжила.
Что очевидно: если бы Шаранина задержали именно после нападения (хронологически оно было первым в его послужном списке), возможно, остальных жертв удалось бы избежать.
На процессе сейчас идет допрос свидетелей. Ниже — подробности этого дела.
Разборка в Alutiņš
Начнем с первого эпизода — разборки около небольшого магазинчика в Плявниеках.
Вы, уважаемый читатель, знаете как это обычно выглядит: в магазинчике толкутся покупатели из окружающих домов, зачастую в солидном возрасте — не бегать же старичкам за пивом в супермаркет. Да и поговорить хочется... И вот, возле торговой точки вдруг завелись «гопники» и начали приставать к покупателям. Хозяин, понятно, насторожился — так ведь и клиентуру растерять можно.
— Они же неадекватные, — характеризуют обвиняемых потерпевшие.
По версии обвинения, конфликт начался 28 сентября 2011 года. Около 16.30 у владельца магазина Alutiņš (ул. Сахарова), у хозяина магазина Тимура Гурова возник конфликт с Романом Шараниным. Коммерсант заметил, что Шаранин подозрительным образом крутится около сумок других покупателей. Гуров попытался его урезонить. Однако пьяный Шаранин, как сказано в обвинении, «попытался начать конфликт».
После перебранки со владельцем магазина и другим посетителем Шаранин все же ушел. Однако довольно быстро он вернулся — уже с ножом.
Потом была драка: Шаранин с ножом напал на Гурова, а тот отбивался бейсбольной битой. Чуть позже в потасовку вмешалась и супруга владельца магазина — Виктория. Она попыталась защитить мужа, прыснув в нападавшего из баллончика газ. За это Шаранин пырнул женщину ножом в живот. И ударил в грудь ножом ее мужа.
Судьбу сражения решили простые плявниекцы, которые выступили на стороне хозяев магазинчика. При содействии прохожих дальнейшего кровопролития удалось избежать.
Промежуточный финиш был таким: Шаранин с места ЧП скрылся, а Тимур с Викторией отправились в больницу...
Защита с версией прокурора Екатерины Кушаковой не согласна. То есть: конфликт был. Но никакого «умысла на убийство», как сказано в обвинении, не было.
— Хозяин напал сам и был агрессивен. Один ударил, второй ответил — обычная драка, — пояснил нам адвокат Валтерс Якобийс.
По мнению защиты, все дело тянет максимум на хулиганство.
Отметим как нюанс: оба подсудимых из Даугавпилса. Что делали в Риге? По версии защиты, Шаранин, к примеру, приехал искать тут работу.
«Дело чести»
Если бы после нападения в Плявниеках Шаранина задержали, возможно, ему не пришлось бы сейчас отвечать за еще один кровавый эпизод своего дела — убийство, по которому он проходит соучастником. Но — не задержали.
Убийство произошло уже в Даугавпилсе, когда Шаранин и его приятель пошли разбираться из-за девушки. Она пожаловалась, что к ней пристают.
Логику этого преступления прокурор выстраивает так: 9 октября 2011 года подруга Шаранина Наталья пожаловалась ему, что к ней приставал некто Дмитрий Мокренюк. Узнал об этом и ныне сообвиняемый Шаранина Вадим Богатырев. Оба приятеля вызвали Мокренюка «на сатисфакцию». Встреча состоялась около 14 часов во дворе дома на ул. Орманю, 11. Во время разговора, как считает прокурор, Шаранин и Богатырев подкрепляли слова ударами. В ходе драки Шаранин вытащил нож, оружие взял Богатырев и воткнул его в грудную клетку Мокренюка. В результате Мокренюк скончался.
За что убили хозяина квартиры
Парочку уже разыскивали, когда было совершено ещё одно убийство. Шаранин приехал в Ригу попросил его приютить некоего Эдуарда Мешкова, который проживал в на ул. Матиса. Приятель не отказал. Как выяснилось, зря.
7 ноября, во время совместной выпивки между ними вспыхнула ссора, в ходе которой Шаранин пырнул хозяина квартиры ножом в горло. После этого он ушел, оставив Эдуарда умирать. Родные раненого вызвали скорую, сам же он вышел на улицу, где наступила его клиническая смерть... Но тут приехали медики и вернули Эдуарда к жизни. Более того, его даже удалось довезти до больницы живым. Однако 7 января 2012 года Эдуард все же скончался.
Бил или защищался?
В минувшую пятницу на процессе удалось допросить двух важных свидетелей: медика скорой помощи, который участвовал в реанимации Мешкова, а также очевидца нападения на владельца магазина.
Последний свидетель — Никита Емельянов, о событиях того дня помнил плохо, поэтому были зачитаны его досудебные показания. Свидетель рассказал, что в день ЧП работал в ломбарде (неподалеку от магазинчика). Он услышал крики и выбежал на улицу. Там он увидел: некий человек нападает с ножом на Тимура Гурова, тот пытается отмахнуться битой, а рядом сидит жена Тимура, держится за бок и пытается вызвать полицию.
Когда свидетеля попросили указать, есть ли в зале суда человек, который нападал на Гурова, свидетель показал на Шаранина.
Поведение нападавшего свидетель охарактеризовал так:
— Он был неадекватным, мне показалось, что под наркотиками.
Как можно понять из вопросов, которые задвал свидетелю адвокат Шаранина Валтер Якобийс, обвиняемый и его защитник считают, что в вопросе, кто нападавший, а кто жертва нападения — все неочевидно. То есть, возможно, Шаранин сам защищался от человека, который был с бейсбольной битой.
Адвокат в этой связи спросил свидетеля:
— В своих показаниях вы указываете, что Тимур был с бейсбольной битой против нападавшего. Как вы поняли, что именно этот человек был нападавшим?
— Он был с ножом, — ответил свидетель.
— Ударил ли Гуров битой? — поинтересовалась судья Кулагина.
— Не помню, он ею махал, скорее, отбивался от ножа.
Тут внезапно слово взял сообвиняемый Шаранина Богатырев:
— Вот вы когда зашли на трибуну, заявили, что ничего не помните. Но потом вдруг начали что-то вспоминать, рассказывать...
Судье пришлось прервать Богатырева:
— Нужно давать вопросы, а это вообще не ваш эпизод.
— Но я же имею право на реплику! — возмутился обвиняемый. Однако слово ему больше не дали.
Промежуточный финиш
Процесс идет трудно: свидетели, которые должны ездить из Даугавпилса, после нескольких переносов, перестали приезжать. На следующее заседание, которое запланировано 20 мая, некоторых приведут в принудительном порядке.
Любопытно, что в списке свидетелей значится некий Геннадий Бабахин. Тот ли это самый Бабаха, который считался правой рукой знаменитого «короля контрабанды» Райтиса Кононова (Коня), участники процесса не знают. Этот свидетель прислал уведомление, что он тяжело болен и приехать не сможет. Участники процесса надеются, что он либо поправится, либо пришлет согласия зачитать его предыдущие показания.
И последнее: 1 апреля вступили поправки к Уголовному закону, так что прокурор Кушаковой пришлось немного изменить обвинение. В связи с этим участь обвиняемых должна быть несколько облегчена.