Истец Черной — уроженец Украины, выросший в Ташкенте, а ныне проживающий в Израиле, — утверждает, что российский «алюминиевый король» должен заплатить ему за помощь в организации бизнеса, оказанную в начале 1990-х годов.
Черной подал иск против Дерипаски еще в 2006 году, напоминает The Guardian. За помощью в Лондон он обратился, так как в России опасался стать жертвой физической расправы, да и не верил в честность российских судей, отмечает издание.
«Дерипаска тогда ходил голодный»
Показания на суде, которого Черной добивался все эти годы, истец будет давать по видеосвязи из Израиля. Так что в лондонском зале за него выступают адвокаты. Они утверждают, что их клиент встретил голодающего Дерипаску в далеком 1993 году и помог ему организовать бизнес деньгами и связями.
В нынешний понедельник адвокат Черного Марк Ховард заявил, что, отрицая партнерские отношения с истцом, Дерипаска пытается переписать историю
В материалах, которые юридическая команда Черного представила в суд, указано, что на момент встречи истца с Дерипаской последний — молодой предприниматель — нуждался в финансовой поддержке Черного для создания бизнеса. Также Черной, по версии его адвокатов, способствовал развитию бизнеса благодаря связям в политических и деловых кругах. Среди людей, с которыми он познакомил Дерипаску, были предприниматели Антон Малевский и Сергей Попов, пишет «Газета.ru».
Они стали «друзьями и часто встречались», настаивают юристы Черного. Со многими из знакомых Черного Дерипаска был в дружеских отношениях, настаивает сторона истца. Так, Жанна Малевская, вдова Антона Малевского, ранее указывала, что она с супругом часто встречали Дерипаску «в Израиле, когда тот приезжал к Черному». 9 августа 1997 года Дерипаска был приглашен на день рождения нашей дочери в Тель-Авив как друг семьи, говорится в показаниях Малевской.
Адвокаты Черного на суде обещают представить доказательства дружбы Дерипаски и знакомых Черного, в частности, видеозаписи совместных праздников. Также обещают показать документы об их совместных инвестициях. Дерипаска и знакомые Черного вкладывали деньги в модный бизнес — Дом моды Валентина Юдашкина — и импорт куриного мяса через фирму «Союзконтракт», указывают юристы истца.
В поддержку Дерипаски выступят Абрамович и Михалков
Сторона ответчика все отрицает. Малевский и Попов были представителями «измайловской» и «подольской» ОПГ, и Дерипаска им всего лишь платил за «крышу», причем, его заставили, отмечают адвокаты. Что касается приятельских отношений, то это лишь «ритуал» во взаимоотношениях с «крышей», которые могут быть довольно изощренными. И конечно, адвокаты ответчика настаивают, что Черной не был партнером Дерипаски и требовать с их клиента денег не имеет права.
Подтвердить заявления Дерипаски предстоит Роману Абрамовичу, который сам находится в процессе судебного разбирательства с Борисом Березовским, пишет The Telegraph. Также в список свидетелей ответчика войдут нынешние и бывшие менеджеры предприятий Дерипаски, топ-менеджеры других компаний, российские и иностранные чиновники. А также кинорежиссер Никита Михалков и даже несколько человек, которых считают руководителями организованных преступных группировок, пишет «Московский комсомолец».
Ожидается, что в ближайшее время лондонский суд заслушает позиции обеих сторон и удалится на перерыв. Возобновление процесса и начало выступлений свидетелей с обеих сторон ожидается не раньше сентября.
Черной против Дерипаски: в чем суть?
Черной требует от Дерипаски компенсации за акции компании «Сибирский алюминий». По версии Черного, они принадлежали ему, а затем перешли в собственность ответчика, благодаря чему позже при объединении с «Суалом» и активами Glencore был образован «Русал». Сумма иска в суде не называется, отмечает ИТАР-ТАСС. Она будет определена в ходе нового процесса, если лондонский суд согласится признать претензии Черного к Дерипаске. Впрочем, ранее в СМИ обсуждалась сумма порядка трех миллиардов долларов.
Поводом для разбирательства является соглашение, которое Черной и Дерипаска заключили в марте 2001 года во время встречи в лондонском отеле Lanesborough. Обе стороны признают, что, по условиям этого договора, Дерипаска выплатил Черному 250 млн долларов. Однако они дают различную интерпретацию соглашению и данному платежу.
По версии Черного, он был деловым партнером Дерипаски, владельцем 40% акций компании «Сибирский алюминий». Черной утверждает, что во время встречи Дерипаска согласился заплатить ему за акции и что 250 млн долларов были первой частью якобы причитавшейся ему более крупной суммы. Однако, как заявляет Черной, последующие платежи не последовали, в связи с чем он добивается выплаты ему стоимости акций, по его версии, принадлежавших ему, за вычетом 250 млн долларов.
В доказательство своей версии Черной приводит два документа. Первый из них является соглашением о выплате 250 млн долларов. Дерипаска не оспаривает подлинность этого документа. Однако отрицает, что Черной был его деловым партнером и совладельцем «Сибирского алюминия». Дерипаска заявляет, что выплатил Черному 250 млн долларов с целью откупиться от преступных группировок, с которыми, по версии ответчика, был связан истец. Дерипаска утверждает, что был вынужден платить организованной преступности, чтобы обеспечить безопасность свою и сотрудников.
Второй документ, который Черной приводит в качестве доказательства, по его словам, является переводом дальнейших платежей за акции, которые якобы должен был перечислить ему ответчик. Дерипаска заявляет, что в этой бумаге также речь идет не о продаже акций, а о выплатах за «крышу» преступным группировкам. По его словам, он вручил документ не Черному, а покойному Малевскому, который обеспечивал безопасность его алюминиевого бизнеса. По версии Дерипаски, Черной поставил подпись под документом задним числом, чтобы использовать как доказательство в своем иске.