Представитель Госполиции Лаура Скалбиня пояснила журналистам Nekā personīga, что целью проведенных на этой неделе обысков было выявление происхождения товаров, связанных с уголовным делом. Следствие устанавливает, откуда привезен этот товар и кто является его поставщиком.
Для справки: сюжет "схема с нанотехнологиями"
Как сообщила ранее программа Nekā Personīga телеканала TV3, на предприятии Rīgas satiksme, возможно, произошло мошенничество при закупке чистящих средств.
Автобусы, троллейбусы и трамваи моют по ночам, говорилось в программе. В распоряжении технических сотрудников - щетки, ведра, а также специально закупленные моющие средства, выдаваемые за нанотехнологии.
О поставке этих нанотехнологий в 2013 году Rīgas satiksme заключило договор с фирмой MJ partneri. Вообще-то, фирма строительная, такими вещами ранее не занималась. Договор там получили неожиданно - когда их бывший сотрудник предложил принять участие в опросе цен Rīgas satiksme. Он заверил, что делать ничего не надо будет - фирма будет только посредником, в все сделает его родственница Вита Бауровска. По словам сотрудника, дама работает в фирме, которая торгует нужной химией с нанотехнологиями. От MJ partneri нужно только их честное слово, репутация и оборот. Строителям полагалось 3% за посредничество.
Сумма договора - 280 000 латов плюс НДС. Это максимальная сумма, за которую можно организовать опрос цен, который не нужно объявлять публично.
Вита Бауровска, между тем, работала в фирме, которой руководил Александр Бескоровайный. У фирмы были налоговые проблемы, так что она сама не могла принимать участие в закупке. Однако Бескоровайный нашел возможность все уладить так, что MJ partneri в закупке Rīgas satiksme выиграет.
Вскоре строительная фирма получила предложение Леона Бемхенса подписать договор, и поставка химии могла начаться.
MJ partneri заключила договор с фирмами Бескоровайного о поставке моющих средств. Сначала с Alchimica Latvia, затем с Vialeks и наконец с HRM. Фирмы менялись, персонал - нет.
Сначала все шло хорошо. Rīgas Satiksme заказывало товар, MJ partneri передавали заказ Бауровской, получали свой процент.
Всего Rīgas Satiksme за современные моющие средства заплатило 339 917 латов.
Однако вдруг к MJ partneri явились сотрудники СГД и потребовали предоставить документы, подтверждающие происхождение товара для Rīgas Satiksme. Оказалось, что фирма-продавец не декларировала НДС, в результате чего возникли подозрения в мошенничестве с налогами. Начался аудит. В итоге выяснилось, что фирмы Бескоровайного химию никогда не покупали. "В Rīgas Satiksmе отвозили упакованную воду", - заявила Вита Бауровска.
По данным программы, замещение химии водой помог реализовать заместитель начальника части технического контроля Rīgas satiksme Вячеслав Стунжанс, которому заодно принадлежала фирма RS Baltic. У последней был договор о поставке моющих средств Rīgas satiksme. В общем, как только были нужны моющие средства, Стунжанс их привозил.
В итоге, не было практически никаких расходов, и от этой схемы зарабатывали все.
3% получали MJ partneri, 10% оставалось на счетах фирмы Бескоровайного, оставшееся Вита Бауровска перечисляла зарубежным фирмам в Китае. Там их превращали в наличность. Дальше деньги делили между Вячеславом Стунжансом и кем-то, кого обозначили словом «страховщики».
Nekā Personīga выяснила, что контактное лицо, которое называют страховщиком - это предприниматель Борис Царев.
Позже Вита Бауровска объявила: интервью она дала под воздействием психологического давления.