Это непростое дело сейчас рассматривается в Рижским окружном суде.
Прокурор: шубы увезли на краденом авто
По версии обвинения, первый эпизод «шубного дела» датируется 31 октября 2008 года. Около 3 часов ночи участники организованной группы добрались на машине Геннадия (BMW 320) к магазину Dagmara LT, что на ул. Русес.
Подельники Геннадия (некоторые называют его «Гантеля») вскрыли магазин и унесли 8 шуб и кожаное пальто. Общая сумма ущерба — 3280 латов.
Что важно: руководитель группы, пока выносили одежду, ждал сообщников в машине. Далее он увез добычу на своем BMW, а приятели отправились с места преступления своим ходом.
Вторая кража произошла уже в следующем месяце — в праздничный день 18 ноября 2008 года. Как считает прокурор, накануне по указанию Гантели его партнер по «шубному бизнесу» Виктор Г. угнал BMW 535. На этом авто они добрались до следующего намеченного объекта — магазина Astor на ул. Кр. Барона 66/68.
Откуда в 3 часа ночи 18 ноября 2008 года унесли 17 дорогих предметов одежды. Всего было украдено пальто на 3576 латов.
Добычу из этого магазина они загрузили в угнанную BMW. И на ней уехал Виктор Г. Однако чуть позже его вместе с друзьями и краденым задержали полицейские.
Геннадий, который снова только наблюдал за ходом кражи, уехал на своем авто. За ним погнались, нозадержать его не удалось.
«Подумал, какие-то кавказцы гонятся»
Что известно о предполагаемом организаторе краж: он официально не работает, занимается тем, что покупает машины, ремонтирует и продает их. Судим ранее не был.
С обвинением он категорически не согласен: свою вину в организации краж отрицает. По его версии, в дни, когда совершались кражи, он вообще болел — на тренировках по тайскому боксу получил травму, затем долгое время лечился от грыжи межпозвонковых дисков. Какое уж тут сидение ночами, чтобы наблюдать, как твои подопечные воры «выносят» магазин!
А о событиях 18 ноября 2008 года рассказывает так: ехал на лазерное шоу на машине подруги. И вдруг заметил, что за ним едет подозрительное авто без опознавательных знаков. Неожиданно, машина сзади пошла на таран. Геннадий испугался (прежде всего, за чужую машину) и уехал от странного преследователя. «Подумал, что за мной гнались какие-то кавказцы», — позже пояснил он в полиции. Дальше он гулял по улицам, а когда пришел домой, то узнал: в квартире был обыск, а его самого ищет полиция.
Поговорив с адвокатом, он отправился в полицию сам. И только там выяснил: его подозревают в организации серии краж из магазинов.
Кража черепахи и другие проблемы свидетелей
Основным свидетелем обвинения по этому делу стал неоднократно судимый Виталий А. И к нему у Геннадия очень много претензий. По его словам, он этого человека знать не знает. Виталий недавно освободился из тюрьмы (летом 2008 года) и тут же отправился добровольно помогать полиции: он сам вызвался с диктофоном принять участие в краже, к которой его якобы склонял Геннадий. Ничего толкового на диктофонных записях свидетель так и не принес. Голоса Геннадия там, например, вообще нет. Однако показания давал красочные.
Но можно ли верить такому свидетелю? Геннадий уверен: сотрудники полиции пообещали Виталию снисхождение по другим уголовным делам, за что и получили полные подробностей показания.
По некоторым данным, этот самый Виталий сейчас прислал письмо судье Логиной, в котором рассказал, что оговорил Геннадия.
Почти одновременно ещё один из обвиняемых по «шубному делу» — Игорь А. — написал заявление Генпрокурору с таким текстом:
«10 ноября 2009 года я был задержан сотрудниками полиции ONAP по подозрению в краже черепахи. Так как я находился под надзором по делу Nr. ..., заведенному на меня ONAP. На меня оказывали давление сотрудники полиции и прокурор, что, если я не дам показания против Геннадия, они в этот же день посадят меня в тюрьму».
По словам Игоря, ему не дали вызвать адвоката и заставили написать заявление, в котором он оговорил себя, а также Геннадия. Следователь диктовал заявление, в котором Игорь рассказывал, как Геннадий заставлял его воровать. От этих показаний обвиняемый отказался.
Гражданская супруга Геннадия тоже отказалась от признательных показаний. «На меня давили, угрожали тюрьмой — указывает девушка. — (…) Я сказала, что ничего не делала, но мне сказали, что я вру, буду сидеть в тюрьме, пока не признаюсь. (…) На самом деле я не знала, почему Гена берет у меня машину, чем он занимается».
Кража у полицейского
Свои претензии к полиции Геннадий дополняет ещё одним эпизодом. Его весьма грубо задержали за кражу, которую, как выяснилось позже, он не совершал.
ЧП произошло в ночь на 11 июня 2009 года: во дворе дома в Яунмарупе обворовали автомобиль Honda Accord. Пропали подушки безопасности и фотоаппарат. Потерпевшим был признан владелец авто — полицейский.
Свидетель — некий подросток — довольно подробно описывал обстоятельства кражи, даже назвал номер мотоцикла, на котором приехали воры. Во время опознания по фотографии узнал Геннадия.
11 июня 2009 года последнего задержали. Выглядело это так (со слов матери задержанного):
— К нашему дому подъехали люди. Им нужен был мой сын. Заподозрив неладное, я вышла на улицу, позвонила сыну. Он подъехал к подъезду на мотоцикле. К нему сразу подскочил человек и ударил его по голове. Я начала кричать. На крик сбежались соседи. Приехавшие на машине люди надели на сына наручники и стали пинать его, лежащего на земле, ногами. Били в грудь кулаками. Один вытащил пистолет и начал тыкать сыну в голову. Самое страшное, что из этого пистолета вылетел патрон, который я потом отдала в Бюро внутренних расследований. Но они потом говорили, что у них даже пистолета с собой не было. Все свидетели видели, что Геннадий сопротивления не оказывал.
В общем, Геннадия задержали.
Надо сказать, что он довольно подробно мог описать ночь кражи. По словам подозреваемого, 10 июня он со своим другом прокатился на мотоцикле. Заехали в Яунмарупе, но там развернулись и поехали в Ригу. Геннадий поставил мотоцикл на стоянку на бульваре Анниньмуйжас, и пошел домой. По дороге заглянул в игорный зал Fenikss. Ночью никуда не выходил.
Но следователи Геннадию не поверили, его отправили за решетку на 3 месяца.
— Его оклеветали по ложному показанию подростка, который, как выяснилось потом, врал по просьбе потерпевшего сотрудника полиции, — уверена мать Геннадия. — Из-за этого он пробыл в тюрьме 3 месяца с обострением астмы.
Однако этот уголовный процесс в итоге был закрыт. Как указано в решении об этом, основной свидетель многое напутал...
Дело было закрыто. Но мать Геннадия уверена:
— Если бы я не приложила огромных усилий, мой сын сидел бы в тюрьме за кражу из машины, которую не совершал. Жалоба в Бюро внутренних расследований плодов не принесла — никто так и не был наказан.
Промежуточный финиш
Сейчас Рижский окружной суд продолжает разбираться в непростом «шубном деле». Процесс, который идет за закрытыми дверьми, был назначен на 3 апреля. Однако был отложен на неопределенное время.