18 Января 2025 07:53
Новости
  12:23    25.7.2013

«Контрабанда МИГов»: штраф и инсульт (2)

Сегодня был оглашен приговор по громкому делу «о контрабанде МИГов», в котором оказалась замешана известная латвийская фирма Flaters. Итогом процесса для бывшего генерального директора фирмы Виктора Тарасенко стали: штраф в размере 2000 латов, инсульт и все сопутствующие проблемы из жизни подсудимого.

Государственный обвинитель просил для Тарасенко два с половиной года условно. Поэтому кто-то может сказать и так: сказать «легко отделался».

— Результатом в принципе мы довольны, — заявил в разговоре с нами адвокат Виктора Тарасенко Юрис Дзелме.  – Так как он ниже того, что запрашивал прокурор, это уже хорошо. Будем смотреть на ситуацию с позиции оптимиста.

Теперь обе стороны отправились осмысливать вердикт. Однако окончательное — будет ли обжалование — защита примет после 12 августа, когда получит полный текст решения.

Мог ли Ратников быть ни при чем?

Основной «нерв» дела — степень ответственности бывшего генерального директора фирмы  Flaters. Защита не отрицает: саму поставку законной назвать нельзя. Но ответственность за неё Тарасенко должен был разделить с фактическим хозяином фирмы — известным латвийским бизнесменов Сергеем Ратниковым.

— Нельзя винить сотрудника, которые только организовывал поставки, — считает сам Тарасенко. – Сверху же был начальник,  которому были нужны деньги. Он был контактным лицом, все организовывал, вел переговоры. Это он несет ответственность за все.

Защита в прениях об этом говорила: это Ратников должен был оказаться на скамье подсудимых.

— Мы это утверждаем не из кровожадности, а исходя из принципов справедливости, — подчеркнул адвокат Дзелме.

Однако суд посчитал, что делать работу за следствие и обвинение, он не может. Поэтому аргументы защиты были отклонены.

Для того, чтобы разобраться, кто и за что от вечал в фирме  Flaters, в суд был вызван сам Сергей Ратников. И вот тут возникли существенные осложнения:  его представитель Виестур Заулс на процессы приносил документы, подветрждающие, что Ратников в суд явиться не может, так как он теперь работает в Чехии и России.

Однако на предпоследнее заседание бизнесмен  все же пришел.

— По его версии, он занимался только глобальными вопросами, — говорит Виктор Тарасенко. – Правда, признал, что был «выгодополучателем» компании Flaters и был заинтересован в быстром решении вопроса, так как  денежные средства поступили бы на расширение бизнеса Konkors.

Генеральный директор фирмы не раз подчеркивал: он бы не пытался «пробить» поставку, если бы на него не давил Ратников.

— Груз шел без импортной лицензии, а в то время без неё уже нельзя было оформить экспортную лицензию. Началось оформление документов, чем  занимался в том числе и Ратников. Я пытался отдать документы на оформление, но мне своевременно не подвезли документы от поставщиков, которые были Ратникова, поэтому я забрал весь пакет бумаг. Что мне ещё оставалось делать? Однако  Ратников настаивал, чтобы поставка выполнялась. Тогда на мозговом штурме, который Ратников созвал в своем камбинете, и был придуман план действий.

Промежуточный финиш

Сейчас стороны дожидаются полного приговора, который будет доступен 12 августа. Сам Виктор Тарасенко больше не работает области, связанной с авиации.  Сейчас он член правления фирмы, которая занимается автомойкой в Юрмале. Судебный процесс, по его словам, дался ему не без потерь: он пережил инсульт в прошлом году, возникли проблемы и в семье.

Для справки: о сути обвинений по «делу МиГов»

17 мая 2007 года после обыска сотрудники Полиции безопасности задержали владельца фирмы Flaters Сергея Ратникова и двух менеджеров компании — Владимира Кудрявцева и Виктора Тарасенко. Сообщалось, что арест произошел в рамках уголовного процесса, начатого 10 мая 2007 года на основании 3-й части статьи 190.1 Уголовного закона — перемещение через границу Латвии товаров и веществ, оборот которых запрещен или специально регламентирован. В случае с компанией Flaters речь шла о комплектующих для боевых самолетов.

Далее уточнялось: Flaters попала в поле зрения правоохранительных органов еще годом ранее. Тогда по просьбе Полиции безопасности в Финляндии был проверен ее груз и в пяти контейнерах обнаружились комплектующие для военных самолетов, в частности, российского реактивного истребителя МиГ-29. Впоследствии аналогичные детали, импортером которых являлись ВВС Республики Бангладеш, были найдены на складе Flaters в Рижском аэропорту. После того как полиция удостоверилась, что «детали» представляют собой блок лазерного наведения, определения цели и управления ракетами «воздух — воздух», блоки питания, фильтры, транзисторы и микросхемы, Ратников и двое менеджеров были взяты под стражу и помещены в следственный изолятор Рижской центральной тюрьмы.

Причиной ареста стали не сами комплектующие, а отсутствие лицензии на эту сделку. Поясним: покупать, продавать и перевозить товары стратегического назначения, к коим относятся и вышеупомянутые детали к самолетам, латвийское законодательство позволяет при двух условиях: компании необходимо иметь общее разрешение (лицензию) Минобороны на экспорт, транзит и импорт грузов спецназначения; и дополнительную лицензию Комитета по контролю за товарами стратегического назначения (структура МИДа), выдаваемую на каждую экспортную, импортную или транзитную сделку.

Лицензия Минобороны за номером 22 у компании Flaters была. Но вот разрешения от Комитета по контролю за товарами стратегического назначения на поставку деталей в Бангладеш — не было.

Из нашего досье

Сергей Ратников — человек в Латвии известный. В 2003 году он впервые попал в список латвийских миллионеров журнала Klubs. Однако в 2005 году из него выпал из-за неких «финансовых трудностей».

Бывший полковник Советской армии, до последнего времени числился совладельцем фирмы Konkors — «компании, без которой не взлетят самолеты airBaltic». Об этой компании Ратников в своем интервью kriminal.lv рассказывал:

— Компанию я создал еще в 91-м году. Начинали мы с посреднических услуг, занимались авиаперевозками (когда в airBaltic было всего несколько самолетов, у нас уже было 9 воздушных судов).

К 2003 году было принято решение заниматься техническим обслуживанием самолетов. Ранее я купил недостроенный ангар в аэропорту и заключил с ним договор аренды 4,5 гектара земли. И начал развивать проект, понимая, насколько это перспективно: airBaltic закупал западную технику, а она требует технического обслуживания только в ангарах (это требование эксплуатационных документов). К строительству мы приступили только в 2004 году. Но, к сожалению, не хватало средств. Я начал работать с банками, но никто не хотел откликнуться. Для всех еще были свежи воспоминания о Latvijas aviolinijas, после краха которой были проблемы с продажами самолетов. Банки с опасением смотрели на мой проект. Единственным банком, который откликнулся, был Aizkraukles banka. Мы очень хорошо поговорили с Олегом Филем, и он рискнул.

В 2010 году внутри Konkors начались проблемы — её совладельцы (Сергей Ратников и белорусский бизнесмен Александр Садовой) поссорились. Разногласия привели к тому, что фирма оказалась под процессом о неплатежеспособности. Однако в этом году  кредиторы договорились с должниками и процесс неплатежеспособности был завершен. Фирма снова платежеспособна, у неё новые учредители, теперь  100% долей компании владеет фирма TIMESTREAM. Сергей Ратников к Konkors больше отношения не имеет. Руководит им улномоченный представитель Олег Шевелев.

Оставить комментарий

Комментарии

  • 555 30 Июля 2013 12:23

    Вот для этого директора и нужны. Не хозяину же сидеть в итоге

  • Raw 30 Июля 2013 13:45

    Штраф в размере 2000 латов - а что это есть для него? Сущие копейки!

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии