Сейчас полиция направила заключение экспертов в Курземскую окружную прокуратуру, чтобы там решили о принудительном лечении для обвиняемой.
Как и пожар в Рижском Замке, эта попытка самоубийства в канун Лиго привлекла внимание к глубинным проблемам нашего общества.
Прыжок в Венту накануне праздников
ЧП произошло около 2 часов ночи 19 июня в районе моста на Вентспилсской окружной. Место это относительно безлюдное. Однако как раз в это время в рейд отправился пограничный катер. С него и услышали крики, доносившиеся с речки: кто-то звал на помощь. Пограничники вытащили тонущую женщину на катер и тут услышали от неё странное: пропали дети. Поначалу они не поняли: при чем тут дети? Это что, в два часа ночи женщине пришло в голову купаться в Венте с детьми?.. Но когда до них дошел смысл происходящего, пограничники вызвали полицию.
Через некоторое время у Венты собрались представители всевозможных служб. Спасатели начали искать детей. Но ещё до отправки водолазов, нашелся трехлетний мальчик. К сожалению, уже мертвым. Дежурившим рядом медикам «скорой» оставалось только констатировать смерть ребенка. Тело его 2-летнего брата нашли уже с наступлением рассвета — до этого мешал туман.
Развод, потеря работы, антидепрессанты
Что известно о выжившей: незадолго до трагедии она развелась с мужем и воспитывала двоих детей одна. Работала кассиром в магазине, но не так давно лишилась работы, оставшись без средств к существованию. Из-за этого очень переживала.
Её бывшие коллеги рассказали журналистам: увольнение произошло за две недели до ЧП — покупатели жаловались на то, что кассир медленно и плохо работает. Коллеги всячески пытались «спасти» работницу, но не удалось.
Сейчас директор магазина, в котором работала будущая «самоубийца», по понятным причинам, тоже переживает. Илва Ирбе уверяет, что женщине предложили другую работу в том же магазине, так как обязанности кассира ей не давались.
— Я дала ей возможность работать на месте, где не надо контактировать с покупателями. Сказала, чтобы она не торопилась с решением, пошла домой и подумала. Но она отказалась, не смогла её убедить, — пояснила Ирбе газете Neatkarīgā.
Директор настаивает: женщина ушла «по соглашению сторон».
Директор магазина посоветовала женщине встать на биржу, пойти на курсы. Но женщина была замкнутой, жила в своем мире и со своей болью не делилась.
Известно, что примерно в то же же время она начала употреблять различные медикаменты (в том числе антидепрессанты). Причина проста — она пыталась побороть психологические проблемы.
Руководительница Социальной службы Вентспилса Даце Канепе рассказала, что эта молодая женщина обращалась к ним три раза.
В первый раз 7 июня её привела подруга. Матери двоих детей назначили разовое пособие в размере 30 латов. Для того, чтобы получать деньги (и помощь самоуправления по частичной оплате коммунальных платежей) регулярно, ей нужно было оформить статус малоимущей.
Ей также посоветовали вместе с детьми посетить Центр поддержки Spēkuguns, где они могли бы получить и еду, и психологическую помощь. Но мать мальчиков этого делать не стала. Она официально пополнила ряды безработных и записалась на какие-то курсы.
В последний раз в Социальном центре женщина была за неделю до трагедии. Сказала, что сейчас чувствует себя намного лучше, кризис прошёл — поэтому отказалась от предложенных её услуг психолога.
Любящая мать
Так что же толкнуло 26-летнюю женщину на такой шаг?
Люди, которые знали «самоубийцу», описывают ее, как заботливую мать. Все ее знавшие, говорят, что дети были ухоженными, хорошо одетыми.
Знакомые женщины также подчеркивают: 26-летняя мама очень любила своих детей. Очевидно, она не хотела никому их оставлять, поэтому и пошла на такой страшный шаг.
Уголовный процесс
Полиция в связи с этим ЧП начала уголовный процесс по 2 ч. 118 ст. Уголовного закона — убийство двух человек или больше.
Женщина была задержана и переведена в психоневрологическую больницу Лиепаи для прохождения психиатрической экспертизы.
После трагедии начальник Госполиции Инт Кюзис заявил, что с точки зрения закона нет особой разницы между этим делом и процессом над медсестрой, которая калечила своих детей. Задержанной, если её вина будет доказана, придется отвечать по всей строгости закона:
— Здесь имеются очевидные признаки состава преступления. Мать за детей отвечает не только с моральной точки зрения, но и перед законом. Преднамеренно ли нарушен закон или по каким-то другим причинам — должно выяснить следствие. Но в любом случае, здесь есть состав преступления.
Однако эксперты признали женщину невменяемой — свой поступок она совершила под воздействием психической болезни.
Глас народа
Читателей портала kriminal.lv эту историю комментировали весьма эмоционально. Что любопытно: о роли папы (где-то же он есть) задумался только один из них.
*»При чем пособие? Конечно, детское пособие смехотворно. А лучше как котят топить? Не можешь растить — сдай в детдом, все же лучше, чем убивать. Может, нормальными людьми выросли бы. Можно было бы статус оформить малоимущих и работу, да хоть в «Максиме» за 200 лат точно нашла».
*»Конечно, давайте на доведенную до отчаяния женщину всех собак повесим. Вот только «по численности самоубийств Латвия занимает третье место в Европе. В прошлом году покончили с собой 443 человека». Что с этой цифрой будем делать?? У нас столько не убивают и автокатастрофах не гибнут. Спасибо властям за счастливую сытую жизнь, а также за доброту и понимание!»
*»А папа мальчиков где? Если чиновников сажают «за бездействие», почему бы и этого свободного от семьи урода не посадить?.. Развелся — значит можно детей забыть, так получается. В других странах иначе. В Англии, к примеру, алименты взыскивают очень строго».
Для справки: бедность и самоубийства
По численности самоубийств Латвия занимает третье место в Европе. В прошлом году покончили с собой 443 человека. Это значит, что ежедневно минимум один человек сводит счеты с жизнью. По словам психологов, именно бедность является одной из основных причин суицидов в Латвии. Ухудшение суицидной статистики приходится на начало кризиса. В 2009 году счеты с жизнью свели 483 человека, а в 2008 году и того больше — 500 человек. Несмотря на то, что мы «успешно преодолели кризис», сейчас по показателю бедности Латвия занимает четвертое место в ЕС, — комментирует ситуацию в Латвии BBC. Это напрямую отражается на населении, которое не хочет жить. Во всяком случае, в таких условиях.
— В начале кризиса был большой наплыв пациентов с финансовыми проблемами. По статистике видно, что в 2009 году резко выросло количество самоубийств, оно почти вернулось на уровень пика 1990-х. Но в последнее время есть и тенденция к улучшению, — рассказал BBC глава психиатрической клиники Лиепайской психоневрологической больницы Имантс Стролис.
По словам президента Латвийской ассоциации психиатров Элмарса Тераудса, в Латвии крайне высок риск повторения вентспилсской трагедии: кризис затронул практически каждого жителя страны, отсюда — повсеместные психологические проблемы. А вот обращаться с такими проблемами к специалистам жители страны до сих пор не научились.
— Люди боятся, что их поставят на учет, дадут тяжелые лекарства, — говорит он.