Фактор WikiLeaks и «обкома»
Что на наш взгляд еще важно: эмоциональная составляющая. А она здесь — цинично-усталая. Вашкевич о своем собственном деле говорит а) брезгливо; б) с цинизмом взрослого человека.
— Да что мы будем тут анализировать эти доказательства по пунктам — какие и где в этом деле глупости. Кого это интересует вообще?..
У нас же сейчас все так. «Есть мнение», а доказано не доказано, уже никого не интересует. Я с интересом узнал из публикации WikiLeaks, как меня окончательно назначили «тем самым Вашкевичем» (см. справку «WikiLeaks про Вашкевича»). Оказывается, Кажоциньш, глава Бюро по защите Сатверсме независимой Латвии, отправился на доклад в американское посольство, где высказал мнение: Вашкевич сам себя взорвал, он кассир Шкеле и Лембергса, которые будут его поддерживать, а также, что я вхожу в правление офшорных фирм банкира Белоконя и чуть ли не совладелец футбольного клуба «Блэкпул».
В итоге меня лишили допуска к гостайне.
Тот факт, что через некоторое время следствие не смогло доказать и предъявить обвинение ни за офшоры, ни за «Блэкпул», и уж тем более — за самоподрыв, уже ничего не менял. «Есть мнение».
На вопрос, не собирается ли он потребовать публичных извинений от Кажоциньша за этот сигнал в «обком» – ведь это сейчас принято в рамках англосаксонской парадигмы, Вашкевич ответил так:
— А Кажоциньш у нас кто? Он не англосакс.
«Заказное дело»
У обвиняемого Вашкевича сейчас жесткая оценка той операции KNAB: дело было «заказным», изначально направленным против него, а заявителя просто заставили. «Я примерно знаю, чем его могли держать. Но не хотелось бы сейчас подробностей, а то защищаться будет труднее. Оставим это для судебного процесса».
Почему его задержание понадобилось именно в январе? По версии Вашкевича, он на тот момент действительно мешал: выступал против непродуманной реформы в СГД и кадровых «зачисток».
По мнению обвиняемого, о предвзятом отношении следствия говорит и такой факт: он сейчас толком не знает, какие материалы есть в его собственном деле, хотя оно уже ушло в суд. Ему не дали возможности ознакомиться ни с видеоматериалами, ни с аудиоматериалами.
– Все просто и цинично: все это якобы тайна следствия.
И, наконец, еще один нюанс этой операции KNAB: «Они опять забрали у нас дома деньги — на этот раз около 10 000 латов, и не дают внятного ответа, где они. Никакого отчетного документа, на каком счету они хранятся, кто ответственный и т.д.»
Кому это было выгодно
Смысл происходящего, по версии Вашкевича, в замене людей на ключевых постах в СГД.
— По моим сведениям, советник министра финансов Янис Дамбитис сейчас неформально контролирует департамент, который занимается аудитами. У меня лично вопрос: зачем советнику министра контрольное управление СГД? Это же совершенно очевидная дубинка для предпринимателей. Которые могут платить в партийные кассы или не платить...
И вообще: по мнению Вашкевича, сейчас вся кадровая политика в СГД контролируется «людьми, связанными с KNAB».
Версия обвинения
Прокуратура уже передала в Рижский окружной суд дело по обвинению отстраненного заместителя директора департамента налогового и таможенного администрирования Минфина Владимира Вашкевича. Как считает обвинение, Вашкевич с помощью взятки коллеге пытался спасти ООО Kravu termināls. Что интересно: ни руководству, ни представителям предприятия никаких обвинений не выдвинуто.
Как считает прокурор по расследованию особо важных дел Алвис Мигланс, 31 января по просьбе Вашкевича некий чиновник СГД показал ему материалы дела о проверке на ООО Kravu termināls. Эта компания занимается экспедированием транзитных грузов. Вашкевич забрал восемь листов дела, касающихся грузов алкоголя. После чего был задержан сотрудниками KNAB.
Процесс «решения вопроса», по версии обвинения, проходил в несколько этапов и касался не только конкретного дела Kravu termināls. Как сказано в обвинении, в период с декабря 2010 года по январь 2011-го Вашкевич, будучи государственным чиновником, передавал взятки: 26 декабря — в размере 23 700 евро и 2400 латов, 26 января — 1580 евро и 1500 латов, 30 января — 27 600 евро и 1700 латов.
В качестве получателя взятки, по неофициальной информации, упоминается директор Управления таможни СГД Талис Кравалис. Совладельцем компании Kravu termināls является Василий Рожков. Именно он неофициально назывался как «объект спасения за взятку».
WikiLeaks про Вашкевича
В августе 2008 года, после того как Вашкевич был лишен доступа к гостайне, посол США Ларсон со ссылкой на сообщение GRPО от 2007 года писал, что «Вашкевич использует служебное положение для того, чтобы вымогать взятки от разных людей, которые собираются ввезти в Латвию или провезти через нее товары. Большая часть денег направляется Народной партии. За это партия защищает его и позволяет оставить часть средств себе». GRPО также полагает, что последнее из трех покушений на Вашкевича может быть инсценировкой, чтобы «отвлечь внимание от его незаконной деятельности» (допущение главы БЗС Кажоциньша). При этом, согласно данным GRPО, брат жены Вашкевича Инары Вилкасте является «действующим офицером ФСБ России».
Мнение остальных участников этого дела — мы надеемся опубликовать в ближайшие дни.