Верховный суд оставил приговор без изменений. Однако один из осужденных -— Вадим Кашнов — уже заявил нам: это еще не конец процесса, он собирается обращаться в Страсбург. Ему обвинение отвело роль заказчика в «эпизоде Аникеева», за что он получил 10 лет тюрьмы.
Накануне суда Вадим Кашнов обратился в kriminal.lv, чтобы «разъяснить весь идиотизм этого дела».
Месть за драку
-— Понимаете, никто не хочет слушать. После кассации я буду обращаться в Страсбург.
По мнению Вадима Кашнова, его дело сфабриковано. На него просто повесили этот «заказ» некие недоброжелатели по бизнесу.
— Меня осудили на 10 лет за дело, в котором нет потерпевшего и которое, как формулирует следствие, «не состоялось по независящим от меня причинам...»
Тут прервем взволнованный монолог осужденного, чтобы прояснить фабулу этого эпизода.
По версии обвинения, весной 2004 года Кашнов предложил недавно отсидевшему за убийство Бобкову заработать денег, — совершить заказное убийство. Речь шла об Анатолии Аникееве, который как раз должен был выйти из тюрьмы. Кашнов пообещал убийце за его устранение 600 латов, а также снабдил оружием и боеприпасами. Однако заказ осуществлен не был, поскольку «стрелок» жертву не нашел.
Неудачливого киллера потом задержали за другое преступление и в ходе следствия, кроме всего прочего, он дал показания на Кашнова.
Зачем вообще Кашнов захотел расправиться с Аникеевым? По версии обвинения, тот был участником легендарного побоища, которое произошло в спортклубе «Трудовые резервы» на ул. Сканстес в октябре 2003-го, в котором пострадал его приятель Валерий Бурнов. (Последнего в середине нулевых судили за организацию наркотрафика и нелегальное хранение оружия. В 2007 году его окончательно приговорили к 10 годам тюрьмы с конфискацией. — Авт.) За ту драку Кашнов якобы и хотел отомстить Аникееву.
Однако версию обвинения сам заказчик Кашнов категорически отрицает. Основные доводы при этом такие:
* во-первых, у него есть алиби — на тот момент он находился в России, о чем имеются соответствующие пометки в паспорте;
* во-вторых, есть проверка показаний господ Бобкова и Байкова, снятая на видео.
— По версии следствия, как раз с помощью Байкова я и разместил заказ на расстрел Аникеева. Но на этих записях они показывают на разные дома, возле которых должно было состояться преступление, и вообще путаются в показаниях... Многие протоколы допросов, изъятия вещественных доказательств составлены с нарушениями. Например, на документе должна быть подпись дознавателя, а ее нет.
* В-третьих, Бобков не мог сказать ничего конкретного — ни какую сумму ему дали за убийство (он путался в показаниях — то ли 600, то ли 800 латов), ни как он добирался до места преступления. Как только начиналось обсуждение деталей, Бобков банально «плыл».
-— На очной ставке он подтвердил, глядя мне в лицо, что это я заказал ему Аникеева. Однако отказался обсуждать подробности. А потом 7 раз менял показания. Как я понял, ему обещали свободу взамен на показания. Но он получил срок. Сейчас у Бобкова такая позиция: он во всем сознался под давлением.
Более того, Аникеев тоже давал показания по этому делу. Он себя потерпевшим не признал. Он заявил, что слежки за собой не чувствовал и никаких приготовлений к нападению — тоже.
В общем, единственное, что есть в деле, — это показания Бобкова, который отсидел 20 лет в тюрьме за убийство. Эти слова подтверждает его приятель Байков, который, в свою очередь, слышал это со слов Бобкова, — когда они, серьезно выпив, отправились поупражняться в стрельбе из пистолета... И этим показаниям стоит доверять?
Конфликт с киллером из-за женщины
Одна из причин оговора, по версии Кашнова, — старый конфликт из-за женщины. Они ведь с Бобковым знакомы еще с начала 80-х.
— С Виктором я познакомился, потому что наши родственники работали в одном пансионате. У нас с ним разница 11 лет. Когда Бобков получил свой первый срок, мне исполнилось четыре года... Его посадили за убийство, и я потерял с ним всякую связь. Встретились мы уже после его выхода из тюрьмы совершенно случайно.
По словам Кашнова, между ними даже возник конфликт.
— По просьбе моего друга, к которому ушла жена Бобкова, я с ним встретился. И попросил оставить эту парочку в покое. Выяснение отношений получилось далеко не мягким, и я допускаю, что Виктор мог затаить на меня обиду.
Вот так и возникла одна из причин, по которой Виктор Бобков дал полиции показания.
Но главное:
— Бобкову сказали, что если он не будет давать нужных показаний, то получит пожизненное.
Итого
46-летний Виктор Бобков получил 15,5 лет лишения свободы, 35-летний Вадим Кашнов – 10 лет, а 48-летний Александр Байков – всего 1,5 года тюрьмы, которые он уже отсидел.
Роль наемного убийства в этом деле обвинение отводит Бобкову. Вот как с точки зрения прокурора выглядит список его деяний (хронология — в порядке убывания):
* Июль 2005. Бобков получил от неустановленного лица заказ убить предпринимателя Чепелкина. Он проник на территорию частного дома Чепелкина в Риге и спрятался в зарослях. В тот момент, когда предприниматель направлялся к своей автомашине, Бобков несколько раз выстрелил в него... Но раненому Чепелкину удалось повернуться к нему боком и отвлечь внимание брошенными ключами от автомобиля. Предприниматель смог также выбежать на улицу и позвать на помощь, а нападавший в это время убежал.
* Весной 2004 года Кашнов, по совету Байкова, предложил Бобкову совершить заказное убийство. Кашнов обещал убийце за устранение Анатолия Аникеева 600 латов, а также снабдил его оружием и боеприпасами. Однако совершить убийство не удалось, поскольку потенциальную жертву нельзя было найти в месте ее проживания. В январе 2006 года Бобкова задержала полиция.
* Июль 2003 года. По заказу не уcтановленного в ходе досудебного расследования лица Бобков убил несколькими выстрелами человека на лестничной клетке дома на улице Гайльэзера.
* До того — в 2003 году, Бобков был освобожден из тюрьмы, где он сидел за убийство. После этого он решил зарабатывать себе на жизнь заказными убийствами. В 1992 году Бобкову было предъявлено обвинение в убийстве собутыльника. Бобков убил его железным ключом, после чего поджег дом, чтобы замести следы преступления.