Чуть раньше — две недели назад — по просьбе прокурора Рижский окружной суд наложил арест на права собственности другого обвиняемого в деле — Андрейса Экиса. Поскольку речь шла о долях в телекомпаниях LNT и TV-5, это вызвало большой скандал.
«Так обычно не делается!»
Андрейс Экис сразу же после ареста его долей в телекомпаниях заявил, что это решение — политическое, вызванное предвыборной кампанией. Он собирается обратиться в Европейский суд по правам человека в связи с арестом имущества. Андрейс Экис предсказывает проблемы для своего бизнеса в будущем:
— Вроде бы это решение не так уж много значит — просто запрет продавать доли. Но я считаю, что это сигнал для инвесторов. Попробуйте с таким клеймом пойти в банк и получить финансирование, — говорит владелец LNT.
Известный адвокат Саулведис Варпиньш, представляющий на этом процессе интересы бывшего председателя правления фирмы Latvijas Valsts radio un televīzijas centrs (LVRTC) Мариса Паудерса, так прокомментировал нам ситуацию:
— Обычно имущество арестовывают в начале процесса. Защита крайне удивлена, что прокурор в ходе допроса свидетелей вдруг принял такое решение. Ведь процесс может длиться 10 лет, и за это время его фигуранты ничего себе купить не смогут?
Прокурор: «Я же предъявил иск на 2 миллиона»
Эти вопросы мы переадресовали прокурору Эдвину Пиликсерсу.
— Зачем нужны дополнительные аресты на имущество? Ведь процесс идет уже довольно давно...
— Не назвал бы это дополнительными арестами. Просто время от времени мы проверяем имущественное состояние обвиняемых — ведь прошло уже несколько лет с тех пор, как они привлечены к уголовной ответственности. По их статьям как дополнительное наказание предусмотрена возможность конфискации имущества, к тому же я предъявил иск на сумму более двух миллионов латов. Поэтому-то мы и держим руку на пульсе имущественного состояния обвиняемых. Не секрет, что некоторые из них за это время приобрели какое-то состояние. Поэтому с нашей стороны и последовала такая реакция.
— Когда, по-вашему, закончится процесс — до выборов или позже?
— На этот вопрос я могу ответить совершенно ясно: конечно, после. Во-первых, из-за того, что судебные заседания уже расписаны до конца ноября этого года. Совершенно очевидно, что судебное следствие учитывает тот объем, который еще впереди. Во-вторых, на сегодняшний день допрошено чуть более половины всех свидетелей — около 60 человек. Плюс предстоит довольно долгий процесс проверки многочисленных письменных доказательств, находящихся в материалах дела: писем, заключений, договоров и прочих. Их около 70 томов.
— Не секрет, что дела с таким количество VIP-персон у нас довольно сложно проходят в судах. Не так давно по делу Lata International, где вы были обвинителем, были вынесены оправдательные приговоры и даже экс-подсудимым была присуждена компенсация. Как вы прокомментируете то решение?
— Тогда из восьми обвиняемых пятеро были осуждены, а трое оправданы. Ну, что сделаешь? Так сложилось. Это ведь окончательное решение суда, и я его уважаю.
Диана СПИРИДОВСКАЯ
Игорь ИЩУК