Под его руководством был заключен договор об обеспечении машинами «скорой помощи» в Рижском регионе, который был крайне благоприятен для конкретной частной фирмы. За подержанные машины государство платило как за новые, а за некоторые услуги - дважды. После вмешательства Госконтроля, дело закончилось снятием с должности, следствием и судом.
В разгар скандала в прессе обсуждался и такой нюанс: на дне рождения бизнесмена Адигёзала Мамедова, с которым заключался договор, будущий подсудимый сказал, что был бы намного богаче, если бы встретил этого предпринимателя раньше. Что он имел в виду?
Тогдашний министр здравоохранения Гунтис Белевич попросил KNAB это проверить. Но, понятно, проверка ничего не дала, слова - это только слова.
Миллионные накрутки
Под руководством Плориньша скорая помощь арендовала для Рижского региона машины у предприятия Rīgas sanitārā transporta autobāze (RSTA) с 2010 по 2015 год.
Срок договора истекал в апреле 2015 года и СНМП заранее подала заявку на его продление. Осенью 2014 года правительство разрешило СНМП заключить очередной такой договор еще на 7 лет. Общая сумма контракта составляла 52,5 миллиона евро, однако итоговая сумма, упомянутая на собрании государственных секретарей, доросла до 59,9 миллионов евро. После этого Госконтроль послал тогдашнему премьер-министру Латвии Лаймдоте Страуюме письмо, в котором сообщал о результатах ревизии и предупреждал о серьезных рисках, связанных с повторным заключением контракта между СНМП и RSTA.
Как выяснили ревизоры, договор оказался весьма интересный. За те 5 лет автобаза, что предоставляла в аренду машины "скорой", активно добивалась крайне выгодных для себя поблажек и дополнений.
Например, поставщик так и не обновил автопарк, хотя был обязан это сделать, и даже перестал мыть машины и помогать в переноске больных. Последнее в качестве условия было включено в основной договор, но частная фирма добилась того, что эти услуги были вынесены в отдельный контракт, по которому государство заплатило "лишние" 483 074 евро. Так для бюджета общий контракт подорожал на 12 млн евро! Зато рентабельность самой базы в разные периоды времени иногда доходила до просто ошеломляющих показателей - 44%.
Но это еще отнюдь не все.
Клиент платит дважды
Ревизоры также установили: RSTA удачно перекладывала на заказчика свои обязанности или заставляла его платить дважды за уже оплаченное.
Так, например, изначально в договоре было сказано, что автомобильная база постепенно будет обновляться. В итоге возраст автомобилей не должен был превышать 7 лет. Однако ревизия Госконтроля показала, на 30 июня 2014 года 50% машин скорой помощи были старше. То есть, на обновлении сэкономили.
На этот случай в договоре была подстраховка: за вовремя не обновлённый автопарк предприятие должно было сделать скидку в 20% по тарифу отработанных часов, но этого не было сделано. По подсчетам ревизоров, не сократив тариф, служба в период с 1 января 2012 года по 30 июня 2014 года переплатила за услугу по меньшей мере 784 988 евро.
Дальше - больше. Согласно первоначальному договору, водители автобазы должны были выполнять, например, мойку автомобильных салонов, проводить санитарную обработку в рабочее время, заниматься переносом аппаратуры, транспортировкой больных и т. д. Но почему-то через несколько месяцев с автобазой был заключен еще один договор — о покупке санитарных услуг. Новым договором предусматривалось выполнение той работы, которая уже прописана в ранее заключенном договоре. Поэтому служба в период с 17 августа 2010 года по 30 июня 2014 года нецелесообразно было израсходовано 483 074 евро.
Кроме этого, в изначальном договоре, при определении тарифа на услугу, были учтены возможные риски роста расходов и прогнозы изменений в налогах и топливных ценах. И тем не менее, СНМП согласилась с повышением тарифа на услугу ввиду подорожания топлива, что обошлось в дополнительные 707 154 евро.
И так далее, и тому подобные же непонятные уступки.
Всего таким образом, за пять лет вместо 30,7 млн евро по изначальному договору, расходы государства составили 42 млн евро. И эти деньги были запрошены из бюджетных средств на непредвиденные случаи.
Через год - в сентябре 2015 года - сотрудники антикорупционного бюро (KNAB) наведались в СНМП с обысками. Против предпринимателя, владельца Rīgas sanitāra transporta autobāze Адигёзала Мамедова дело выделено в отдельный процесс. Пока под судом оказался только один Плориньш.
Первоначально борцы с коррупцией подозревали в причастности ко всему этому и руководителя Рижского регионального центра NMPD Семена Штриха, но он умер, и дело против него прекращено.
Что вменили обвиняемому
Судебный процесс по этому делу начался 19 марта 2019 года. Плориньш сейчас под судом по 3 статьям.
Как ранее сообщала пресс-секретарь Генеральной прокуратуры Айга Эйдука, ему предъявлено обвинение по поводу уклонения от уплаты налогов, злоупотреблении служебным положением, вызвавшем тяжелые последствия, и о невыполнении обязанностей государственного должностного лица.
По мнению обвинения, не выполняя свои должностные обязанности, Плориньш допустил многократные изменения договора с RSTA, в результате чего государству был причинен ущерб на сумму 784 988 евро.
Кроме того, злоупотребив служебным положением, он допустил заключение нового договора за услуги, уже предусмотренные текущим договором. Таким образом пришлось оплачивать услуги дважды. Ущерб составил 483 074 евро.
Потери от не декларирования своих подлинных доходов и уклонения от уплаты налогов обвинение насчитало на сумму 26 289 евро.