Помимо Спрудса полиция задержала бывшего парламентского секретаря Министерства юстиции, администратора неплатежеспособности Айгарса Лусиса, администратора неплатежеспособности Мариса Гулбиса и бывшего работника Nordea bank Сандиса Саулитиса, сообщает передача Nekā personīga телеканала TV3.
Суть дела: в докризисный 2007 год под Кекавой был построен логистический комплекс Dominante park. Годом позже комплекс был расширен, проект осуществлял бизнесмен Рафаил Дейфтс.
В кризисный год предприниматель привлек финансирование банка в строительство второй и третий очереди комплекса. Кредит на сумму свыше 30 млн евро был выдан компании Roņu ieleja 2 в Nordea bank. Но бизнесмен не стал возвращать кредит, так как начался кризис.
Спустя два года банк обратился за помощью к администратору неплатежеспособности Спрудсу. Он предложил банку передать право цессии на часть долга другой фирме, которая могла бы обратиться в суд с требованием неплатежеспособности, а администратор смог бы взять под контроль денежный поток банковского должника.
Как пояснил сам Спрудс, он также должен был прекратить практику, когда должник более двух лет использует недвижимость, взымает арендную плату, а по кредиту не платит. Гонорар за столь трудную задачу — 400 000 латов (около 569 000 евро).
Как только предприятие Roņu ieleja 2 получило статус неплатежеспособности, оно сменило юридический адрес на ул. Антонияс, 7, где располагались бюро Лусиса и Спрудса.
Администратором неплатежеспособности был назначен Лусис, который заключил договоры на бухгалтерские услуги с компанией Спрудса Grāmatvedības standarts и на взыскание долга с MS.
У Спрудса был еще отдельный договор с Nordea bank, который предусматривал гонорар в 5% от возвращенных сумм плюс конкретные деньги по начатым процессах неплатежеспособности. Но это еще не все.
На одном из собраний кредиторов было решено платить компании Grāmatvedības standarts еще 25% от возвращенных денег. В настоящий момент банк Luminor считает, что вознаграждение было чрезмерным, и обратился в полицию.
Банк также указывает на действие бывшего работника Саулитиса, который участвовал в собраниях кредиторов Roņu ieleja 2 и допустил переплату за услуги Спрудса.
Спрудс в интервью телеканалу отверг все обвинения. Бывший администратор продемонстрировал документы, которые подписаны представителями банка и гарантируют юристу щедрый гонорар за возврат долга в 30 млн евро.
О персоналиях
Как показывает база данных Lursoft, в настоящее время Дейфтсу принадлежат доли капитала в предприятиях Baltā bura, Rītava holdings и Dominante Capital, в свою очередь пишет портал Pietiek. Но исторически его имя связано с неплатежеспособным предприятием Roņu ieleja 2, которое развивало огромныхе комплексы логистики Dominante в Кекаве, а нынешний банк Luminor его кредитовал.
Предпринимательскую деятельность Дейфтса тяжело затронул кризис 2008 года, в свою очередь, в 2013 году из-за возможных преступлений в народном хозяйстве был начат уголовный процесс, в рамках которого сейчас, пять лет спустя, произошли задержания.
Государственная полиция хранит молчание об обстоятельствах дела, в свою очередь, единственное, что признает Luminor: «Какое-то время назад банк как пострадавший обратился в полицию с заявлением о начале уголовного процесса. Чтобы не повлиять на ход следствия, более подробных комментариев насчет своего дела или отдельных лиц дать не можем".
Из нескольких источников Pietiek известно, что в последнее время Дейфтс искал способных юристов с контактами в правоохранительных учреждениях.
Как одно из лиц, связанных с уголовным процессом, упоминается также бывший администратор неплатежеспособности Roņu ieleja 2 Райвис Стумбергс, который в 2012 году агентству LETA сказал, что крупнейшим кредитором предприятия является АО Nordea banka (сейчас – Luminor) и требование банка 23 млн латов.
Декларация Стумбергса за 2017 год еще не доступна, но в 2016 году он декларировал, что за „профессиональную деятельность адвоката" получил более 556 тысяч евро.
Его жена Агнесса Белицка-Стумберга до 2016 года была членом закупочной комиссии в скандально известном Latvijas autoceļu uzturētājs.
После Стумбергса администратором Roņu ieleja 2 была Лиене Абола, по поводу которой Администрация неплатежеспособности прошлым летом признала, что она „не соблюдала нормы Закона о неплатежеспособности", приглашала как специалистов людей, связанных с собой, заключала экономически необоснованные договоры и полученные средства отправляла связанным с собой лицам.