Стрельчонок отметил, что объем доказательств по делу оказался недостаточным. Кроме того, он напомнил, что данный уголовный процесс в свое время инициировали тогдашняя руководитель следственного отдела KNAB Лиените Шикоре и тогдашняя начальник отдела по борьбе с коррупцией Юта Стрике.
По словам Стрельчонка, уже изначально была информация о том, что доказательств для "развития процесса" недостаточно, и это дело бюро было навязано. Он напомнил, что данный процесс стал одной из причин, почему в свое время по инициативе президента было объявлено о роспуске Сейма.
Так называемое дело олигархов было возбуждено в мае 2011 года по статьям Уголовного закона о взяточничестве, легализации нажитых преступным путем финансовых средств, злоупотреблении служебным положением и нарушении ограничений для государственных должностных лиц.
Вначале в деле фигурировали 11 лиц. KNAB провел 42 обыска в офисах и домах влиятельных политиков - Айвара Лембергса и Андриса Шкеле, а также в Рижской думе, управлении Рижского порта и на других предприятиях. Также KNAB в мае 2011 года обратился к Сейму с просьбой дать разрешение на обыск у политика Айнара Шлесерса, но парламент такого разрешения не дал, поэтому президент Валдис Затлерс инициировал роспуск Сейма.
Позже KNAB передал уголовный процесс прокуратуре для начала уголовного преследования, однако в сентябре прошлого года прокурор отдела по расследованию особо важных дел Марис Лея заявил, что Генпрокуратура не будет привлекать к уголовной ответственности за торговлю влиянием Шлесерса и мэра Вентспилса Айвара Лембергса, а KNAB продолжит в рамках этого дела расследование других предполагаемых преступлений.
Лея постановил прекратить уголовное дело в части против Лембергса, так как в его действиях нет состава преступления, предусмотренного статьей Уголовного закона о торговле влиянием. Такое же решение было принято в отношении Шлесерса.
Судя по всему, Айнарс Шлесерс и был основным подозреваемым, ему пытались вменить получение прибыли благодаря скрытому контролю за рядом крупных предприятий. Среди них упоминались Рижский свободный порт, Eurolines, BAS, Abi krasti, Jaunrigas attistibas uznemums и т. п.
KNAB и "Новая волна"
"Дело олигархов" еще в самом начале приобрело международный масштаб. В 2011 году во время конкурса «Новая волна» состоялись допросы в KNAB композитора Игоря Крутого и председателя оргкомитета конкурса Александра Шенкмана. Следователи интересовались сделками Айнара Шлесерса.
Александр Шенкман заявил после этого нам заявил: он выполнил свой долг гражданина и к KNAB он претензий не имеет:
— У всех своя работа, — отметил он. – Меня вызвали, я, как честный гражданин, должен был сходить и ответить на вопросы.
Айнар Шлесерс заявил СМИ, что он был шокирован действиями KNAB.
— Если бы Крутой хотел отреагировать остро, он мог бы устроить скандал, который отразился бы на отношениях между нашими странами и транзитном бизнесе, — заявил тогда бизнесмен и политик.
Что ж, отношения с Россией и "Новой волной" все равно испортились, правда, позже и по другому поводу.
Как вскрывали 2 недели сейф Лембергса
Один из самых ярких эпизодов следствия - многодневные попытки вскрыть сейф в кабинете Айвара Лембергса. Политик признался, что не пользуется сейфом, а код - забыл. Так что борцам с коррупцией пришлось прибегнуть к грубой силе, чтобы выведать секреты сейфа. Внутри в итоге нашлись документы за период с 1996 по 1999 год, а также диплом Лембергса об успешной сдаче экзамена и получении высшего экономического образования в Латвийском университете, датированный 1977 годом.
"Прошу прощения у всех людей, кто был задействован в этом деле, что из-за моей забывчивости им пришлось так долго этим заниматься», - заявил тогда мэр Вентспилса, добавив при этом, что действительно не мог вспомнить код, потому что, по его словам, «так много всяких кодов приходится держать в голове», что именно этот он забыл. Он признался, что как-то даже выбросил телефон, потому что не мог вспомнить его PIN-код...