Страницы:
Призрак Виталика
Находясь в больнице, затем в тюремной больнице и в самой тюрьме, Ивановскис всеми силами пытался получить, как он выразился, "свою" часть денег. Но делится с ним никто не спешил. Хотя, как сообщалось ранее, Янис через мать Георга дал ему на лечение несколько сотен латов.
Стоит ли удивлятся, что он дал следствию весьма подробные показания.
— Я все обдумал и решил, что все виновные должны быть наказаны, — пояснил мотивы своего признания Георг. — Первое время мне вообще очень тяжело было, даже спать не мог — Виталик снился. Чтобы стало легче, начал писать письма маме, писал только правду.
Адвокат Мазуре в связи с этим в суде поинтересовалась:
— В своем заявлении 31 декабря 2008 года вы сказали, что Савченко вам угрожал. Это было правдой?
— Я давал ложные показания, чтобы отвести от себя вину. Савченко ничего не знал о готовящемся ограблении, он не мог мне угрожать. Я потом во всем признался.
— Вы сами писали чистосердечное признание?
— Да. Два дня, с 29 по 31 декабря. Из–за ранения очень болела правая рука, я просил врачей дать мне обезболивающее. Только тогда смог постепенно что–то писать.
— Как вы смогли добиться того, что Виталий Савченко свернул с дороги и остановился именно в нужном вам месте?
— Виталик уже останавливался по моей просьбе там. И в тот день так сложилось. Вообще в глубине души я надеялся, что ничего не сложится и ограбления не будет.
"У них было много налички"
Во время суда несколько свидетелей рассказывали о дорогостоящих покупках четы Озолиньшей.
Так, Нормундс С., работник фирмы, торговавшей автомобилями, рассказывает, что когда Янис Озолиньш решил приобрести автомобиль, он легко достал более 22 000 латов наличными. По словам свидетеля, Озолиньша заинтересовала слегка подержанная, но находящаяся в отличном состоянии Toyota Land Cruiser 2008 года выпуска. Машина была красивого вишневого цвета, с белым кожаным салоном. Текущий владелец "тойоты" — Ральфс — согласился продать ее за остаток лизинга — 22 220 латов. Янис тут же согласился с условиями, предложив расплатиться наличкой.
— Вы не поинтересовались у Яниса, откуда у него на руках такая сумма денег? — спросил свидетеля прокурор.
— Специально я не спрашивал, мало ли откуда у человека деньги. Но они с супругой что–то говорили, что деньги у них от продажи какой–то недвижимости.
Впрочем, расплатиться наличными Янису не удалось — фирма не принимала такие суммы "с рук", поэтому деньги были переведены на счет автосалона. В результате "тойота" была куплена и зарегистрирована на имя Кристины Озолини.
Свидетель также отметил, что покупка автомобиля, которая произошла в считанные дни после убийства, заметного волнения или нервозности у этих клиентов не вызвала. Они выглядели совершенно обычно.
...Обвиняемые до конца не верили, что их посадят. Во время оглашения приговора Озолиньш упал в обморок. Его супруга, до этого уверенно заявлявшая журналистам, что приговор будет оправдательным, трясущимися руками стала снимать сережки, так как суд постановил отправить ее в тюрьму незамедлительно.
...Отметим, что покупка автомобиля произошла в считанные дни после убийства товарища. Но особого волнения или нервозности у клиентов свидетель не заметил.
Для справки
7 октября 2010 года Рижский окружной суд приговорил Яниса Озолиньша к 13 годам лишения свободы, его жену — к 11 годам заключения, а Ивановскиса — к 10 годам. У всех, согласно решению суда, конфисковали имущество и назначили им последующий полицейский надзор.
Приговор был обжалован в Верховном суде, который оставил его без изменений. Не стал смягчать приговор и Сенат Верховного суда.
Николай Кудрявцев, "Сегодня"