Морская администрация указывает, что не может дать разрешение на проверку, так как не надзирало за его строительством, и ничего не знает о материалах, которые в нем использовались. Впрочем, представитель администрации говорит, что не обязательно сдавать его в эксплуатацию. Спустить объект на воду можно и без этого.
Лусиньш обещал председателю Павилостской думы Улдису Кристапсонсу, что увезёт дом-корабль до 1 июля. В передаче Латвийского телевидения Vides fakti он заявил, что собирается это сделать уже в конце мая.
"Мы не хотим мстить ни Лусиньшу, Павилостскому самоуправлению", - говорит представитель латвийской морской администрации Сарма Кочане. Причины, почему ведомство не может выдавать разрешение на такой разовый переход - в законодательстве. За строительством этого сооружения не надзирала администрация. "В данный момент мы не знаем, имеет ли оно плавучесть и, если это так, какова она. Видели только каркас, когда этот объект был зарегистрирован как объект в процессе строительства, и сейчас, когда он стоит в дюнах. Владелец его называет дебаркадером, но объект так не зарегистрирован. У нас нет реальной возможности и права сказать, может он плавать по морю, можно ли его тащить, при какой высоте волн. Если бы он был построен под надзором администрации, мы бы знали, какой, например, металл используется в конструкциях, как держится объект на воде", - пояснила Кочане. Кроме того, у этой постройки нет проекта. Инспектор администрации видел только эскиз.
Нужно ли учреждению контролировать, что произойдет дальше? Представитель администрации говорит, что, по действующим правилам, владельцу сооружения не обязательно сдавать его в эксплуатацию, если он этого не хочет. Понтон можно спустить в реку или море и так. Надзор инспекторов при этом не обязателен.
"Если вы на своей машине не хотите участвовать в дорожном движении, а держите его во дворе у забора, то к вам не придет инспектор CSDD и не скажет, что хочет провести техосмотр. Ситуация схожая. Но если собственник хочет не просто поставить сооружение, а и как-то использовать его, мы должны были осуществлять надзор за строительством. Он же пригласил нас только тогда, когда понадобились документы, объект уже был в стадии строительства. Дальше не было никакого сотрудничества".
Народные версии: "А в Литве вообще все в дюнах строят"
Что думают о постройке местные жители? Некоторые комментаторы на портале liepajniekiem.lv считают, что "отсутствие разрешения" - это хитрый ход, чтобы о дом оставили там, где он есть и забыли о нем. Замотать в согласованиях по инстанциям проблему, и чтобы все продолжалось по-прежнему.
Некоторые предрекают грядущее веселье со спуском на воду:
"Кто знает, плавает или нет, если не спустили на воду? Надо протестировать. Для так называемых специалистов это слишком трудно. Но к Лиго будет целое представление - шоу для жителей Павилосты и популярность на всю Латвию".
Впрочем, есть и возмущение: "Построить дом или судно без проекта? И это заметили только через 5 лет после вмешательства СМИ? Наша стройуправа - самая гуманная в мире!".
Информированный комментатор, свою очередь, пишет:
"А литовцы вообще все конкретно строят в дюнах. И все легально, строительная управа помогает устроить дела в Ниде, Папе. Дюнная зона только на бумаге особенная. Дюны бетонируют, сверху здание - и все ок. Поезди по учреждениями, все хорошо знают - литовец заплатит, сколько попросишь. Ни одного здания не снесли в дюнах и даже не собираются, остановили только строительство Vitas parka (комплекс отдыха в Папе - прим. ред.), но оно скоро продолжится, потому что литовец себе отсудил хороший результат".
Есть и такое предложение:
"Пусть поставит дом на металлические или бетонные сваи, и забудьте о нем. В портах море каждый день тонны каких-то труб выбрасывает. Вот об этом надо беспокоиться
Для справки
Как сообщалось, скандальный объект возведен на государственной земле рядом с участком, который принадлежит одному из самых состоятельных людей в Латвии — Аргодсу Лусиньшу. Журналисты издания Kursas Laiks обнаружили постройку в трех метрах от берега моря. После этого они обратились в самоуправление, чтобы узнать, что это за здание. Пришел ответ — это не здание, а судно.
Оказалось, что пять лет назад Госслужба окружающей среды проиграла в суде компании Alco, владельцем которой является миллионер Аргодс Лусиньш. Тогда суд признал, что на побережье можно заниматься возведением судна. При этом суд никогда не признавал, что вместо судна допустимо возводить что-то иное.