Кстати, газета отмечает, что в родной Карсаве многие вспоминают Кононова добрым словом: пока он был "у руля" в городе не было криминала. Даже воры и хулиганы опасались нарушать порядок, а авторитет Кононова был намного выше авторитета полиции.
Сам же Кононов знаменит тем, что периодически выступает с разоблачительным интервью, в котором "срывает покровы" с тех, кто, по его словам, покрывает контрабанду. Как правило, в этих рассказах фигурируют высокопоставленные чиновники. Этот раз тоже не стал исключением
Редакция Ludzas Zeme не берет на себя ответственность за правдивость слов Кононова, однако приводит его слова, согласно которым все контрабандные схемы, начиная с 90-х годов ("когда Полицию безопасности объединили с ONAB"), контролировала "команда Рейникса". Поток нелегального алкоголя и сигарет шел через Терехово и приносил огромную прибыль. С тех пор многое изменилось. По словам Кононова контроль осуществляетcя через Полицию безопасности, Криминальное управление таможни во главе с Цейпе, а также Криминальное управение погранохраны. Процесс ввоза контрабанды централизирован, т.е. те, кто не в системе контробандой не занимаются. Кононов считает, что во главе всех схем стоит партия «Единство».
«Если «Единство» будет править, то Латвии просто не будет»,— считает он.
Ранее Кононов уже рассказывал о человек по кличке Аугустиньш, который контролировал таможню и был осужден за коррупцию. Однако, он был полностью оправдан, и работает в той же системе...
Комментируя дело по нелегальному спирту, в котором его обвиняют, Кононов утверждает, что дело сфабриковано. Он заявил, что нелегальный спирт был обнаружен тогда, когда он уже находился в тюрьме в Екабпилсе, но никого не интересовало, что он физически не мог осуществить ввоз спирта.
Кононов говорит, что полиция предложила ему сделку: он берет вину на себя и сидит два года, либо все отрицает и сидит пять лет. Он уверяет, что при обыске полицию интересовал сейф, где хранился компромат на Полицию безопасности и ее руководство. Имантс Бойарс, который был в курсе наличия компромата, по словам Кононова, инсценировал дело со спиртом, чтобы получить содержимое сейфа.
Кононов также обвинил Имантса Бойарса в том, что тот является агентом ПБ, который занимается сбытом конфискованного спирта.
Общая схема "контрабандисты -- крышуемые" работала уже в 1997 году. Как пример, Кононов приводит случай 2002 года, когда, по его словам в Бауске был конфискован спирт. Сначала он хранился на складе Spektrs – K, потом им занялась Полиция безопасности. «Сами собрали и увезли. С каких пор эта структура возит спирт?»,— спрашивает Кононов.
Чем известен Кононов
Минувшим летом прокуратура предъявила Кононову обвинение в вымогательстве. Подробности дела пока не разглашаются. Однако известно, что подозреваемый, угрожая насилием, вымогал у потерпевшего 10 тыс. евро.
Но известен он не этим. У Коня богатая криминальная биография, которая неплохо иллюстрирует три момента: 1) относительную беззубость наших спецслужб; 2) его личную предприимчивость и 3) системный характер контрабанды.
В 2003 году Райтису Кононову дали семь лет за незаконное приобретение, хранение и реализацию оружия, из которого был убит начальник Лудзенского отделения Службы госдоходов Вячеслав Лисцов. Однако, по мнению оперативников, решетки не помешали Райтису Кононову проворачивать приграничные схемы. Тем более что он отбывал наказание в тюрьме частично закрытого типа.
Одно из таких дел — о проезде без очереди фур на КПП Гребнево.
Версия обвинения по этому делу такая: в 2006 году несколько предприимчивых частных лиц решили подзаработать на очередях на границе. Машины в них стоят неделями — почему бы не помочь людям за определенные деньги? Для этого нужно было «подмазать» пограничников, а для усиления бизнеса — привлечь местных «авторитретов» в лице Коня и его «правой руки» Геннадия Бабахина (Бабахи).
Так и появилась система «управляемой очереди». Такса за проезд была от 100 до 200 евро. В цену входило не только пресечение границы, но и таможенная проверка. Недовольных успокаивали угрозами и демонстрацией бейсбольных бит.
Однако доказать всю схему удалось не до конца: из 27 обвиняемых 10 были оправданы, в том числе и Райтис Кононов. Впрочем, Бабаху суд признал виновным. Однако ставить точку в деле рано: даже несмотря на то, что осужденные отделались штрафами и принудработами, приговор был обжалован. Сейчас его пересмотр ожидается в Верховном суде.
При этом, «дело об очередях» — не единственное, которое, предположительно, организовал Конь, сидя в тюрьме.
Осенью 2006 года Полиция безопасности накрыла хранилище нелегального спирта в Лудзенском районе. Как заявили представители ПБ, координировал, организовывал и направлял «контрабас» Конь прямо из тюрьмы.
В итоге из подпольного оборота была изъята 31 тонна спирта (то есть почти месячная норма всего латвийского левого алкоголя). По словам нашего источника, очень даже качественного. Плюс был закрыт канал доставки.
Это дело, как у нас принято, долго рассматривалось в суде. В результате, после всех инстанций, относительно недавно по этому процессу удалось получить окончательный приговор. Райтис Кононов был приговорен к штрафу в размере 149 минимальных зарплат, то есть — 42 401 евро. Сообвиняемый Кононова Арнис Леиньш получил 250 часов принудительных работ.
Но и это ещё не все. В начале 2007 года — в ходе полицейской операции по выявлению сигаретно-спиртовой контрабанды Конь был задержан на российско-латвийской границе. Тогда же были арестованы три работника таможни и Погранохраны по подозрению в злоупотреблении служебным положением. В рамках того же расследования был задержан и Райтис Кононов, лично решивший проконтролировать свой «бизнес» в приграничных районах.
Кроме того, в 2010 году в том самом Гребнево была перехвачена крупная партия контрабанды — 6,5 млн сигарет марок L&M, More, Bond и St. George. Только летом 2012 года Кононову было предъявлено предварительное обвинение по этому делу. Вместе с авторитетом под должны отправиться также экс-сотрудник таможни и ещё 5 человек. Однако, зная наши судебные традиции, можно смело предположить, что приговор, тем более окончательный, появится нескоро.