— Вопрос о «легальных наркотиках» не такой примитивный, как дважды два, — говорит Дайнис Турлайс. — Не достаточно в одном кабинете принять решение и как по взмаху волшебной палочки все изменится.
Мы в Рижской думе начали борьбу с этими веществами два года назад. Мэр города официально объявил кампанию по борьбе с наркотиками в октябре прошлого года — у нас сотрудники Рижской муниципальной полиции провели почти 13 000 проверок. Было изъято десятки тысяч доз.
Возбуждено более 500 административных дел. Наложено штрафов на юридические персоны — в сумме от 1000 евро до 14 000 евро.
Но в чем «сильна» наша правовая система? В том, что ни один штраф не уплачен. И никто за это не ответит.
Полиция искала предлог, используя нормы защиты прав потребителей, нормы торговли, которые продавец нарушает. Но никого и никак не наказывали по факту торговли наркотиками. Сейчас после внушительного давления общественности депутаты все же изменили законодательство. И существует возможность возбудить уголовное дело.
Но стоит подчеркнуть: речь идет о торговле запрещенными веществами. Если в порошках будет найдено одурманивающее вещество, но не включенное в список, то ответственности все равно никакой. Будем следить за тем, какие последствия будут иметь изменения в законодательстве. Но для этого нужно хотя бы одно уголовное дело, доведенное до суда и обвинительного приговора.
Я разговаривал со специалистами, с полицией. Надо сразу подчеркнуть, что вопрос на стороне Государственной полиции, потому что муниципальной полиции не дано право этим заниматься. Однако есть опасения, что эти уголовные дела будет непросто довести до суда и получить осуждающий приговор, основываясь на этих изменениях. Но посмотрим.
Корр. — В чем же, на ваш взгляд, будет проблема?
— В доказательствах. «Спайс» изъяли, отправили в лабораторию, там констатировали: да, наркотик. Но не запрещенный. Еще не внесенный в список. Придется извиниться, что помешали торговле. И снова придется придираться к мелочам: почему ты тут торгуешь, что с арендой, почему бирка неправильно оформлена и т.д.
О праве на торговлю наркотиками
Тут надо отметить и такой важный нюанс:
— В других странах, к примеру, в Литве, Дании — проблемы можно решить на месте, — подчеркивает Дайнис Турлайс. — Ведь самое главное — предотвратить и прекратить сам факт торговли. Практически во всех государствах, когда полиция обнаружила нарушение — торговлю наркотиками или алкоголем, то стражи порядка имеют на это право — накладывается запрет, точка закрывается. Дальше начинается уголовное дело, доказательства, кто чем конкретно торговал, в чем нарушения. Какой будет мера наказания — это суд решает. Но факт в том, что торговля чем-то вредным для общества — прекращена.
Владелец, если хочет, пусть обращается в суд и жалуется, что ему запретили торговать наркотиками. У нас же все наоборот. У нас полиция не имеет практически никаких прав. Никто не имеет права закрывать торговлю. Следовательно штрафы, которые накладываются — не платятся, потому что фирма — сегодня торгует, завтра ликвидируется. Те же владельцы на том же адресе регистрируют новую фирму — и она «чистая», её не за что наказывать. Так у нас построена система.
Думаю, что она максимально способствует такого рода бизнесу. Если бы не последний случай со смертельным исходом, наш законодатель ещё бы долго размышлял — надо или не надо что-то менять.
Как наркомафия отреагировала на поправки
— Если посмотреть на события последних дней, то видно, как торговцы отреагировали на эти изменения в законе. По-крайней мере несколько дней открытой торговли не проводилось. Но зато появились новые формы: торговля на ходу, торговля с машин, очень активно — в Интернете. То есть: торговцы легальными наркотиками приспосабливаются к новым обстоятельствам.
Корр.: — И что же делать?
— Моё мнение: пока мы не будем бить по существу по всей площади торговли наркотиками как таковой — ничего не изменится.
Ещё в прошлом году на Комитете мы приняли такую рекомендацию, что, на наш взгляд было бы эффективно все одурманивающие вещества продавать только в аптечной системе. Остальное было бы нарушением, за которое следовало бы наказание. И до сих пор я не получил никаких аргументов, доказывающих, что так сделать было бы нельзя. Что от такого решения что-то жизненно важное изменится или оно чему-то помешает. Но увы, почему-то не принимается таких решений. А ведь мы же знаем, что законотворчество — процесс чувствительный.
У нас ведь как: когда надо, например, принять поправки к закону о полиции, что замначальника Муниципальной полиции не может быть без высшего образования, такое изменение можно внести в течение недели и изменить закон. А вот для того, чтобы запретить торговлю наркотиками — нужны долгие годы. Спрашивается, какое событие имеет на общество более пагубное воздействие: безнаказанная торговля наркотиками или заместитель начальника полиции, который не имеет высшего образования, но огромный опыт работы?..
Оргпреступность — это не бабушка с овощами
Корр. — Кто сейчас, на ваш взгляд, стоит за торговлей спайсами?
— Это организованная преступность, которая пользуется попустительством и фактической защитой своей нелегальной деятельности со стороны законодателей. До недавних изменений в законе вообще не было никакой ответственности за торговлю этими наркотиками. Сейчас она хоть как-то обозначена (хотя и исходя из списка).
Странная позиция наших законодателей, что, мол, теперь все в руках полиции. Но законодатель обладает полной властью в стране. Получает информацию, что наркотики продают, несовершеннолетние умирают и попадают в больницы. И делает вывод, что полиция неэффективно борется. Но если полиции даны все средства и она плохо работает, значит, нужно с неё спрашивать. Другое дело, если полиция не может ничего сделать. Тогда уже с законодателя нужно спрашивать.
На самом деле все ведь на поверхности. Почему мы пытаемся все завернуть как-то сложно, через клубки каких-то уму непостижимых решений? Ведь, с другой стороны, все просто и элементарно решается в сферах, где не крутятся большие деньги. Вот взять, для примера, торговлю овощами и свежими ягодами... Как только бабка встала торговать не там, где надо — её тут же со всеми корзинками прогнали и никаких вопросов. Если ещё будет артачиться — штраф выпишут.
А вот когда речь идет о торговле наркотиками — ничего нельзя сделать, не подходи. Странно? Я тоже так думаю: странно.