В общем, разразился очередной скандал с Ингой Колеговой. Она уже отозвала свою кандидатуру на пост руководителя СГД, однако тихо уйти в тень не получается.
Отвечая на вопросы депутата, Колегова рассказывает о причинах ухода с должности бывшей главы СГД Инары Петерсоне, о роли "Единства" в ее неутверждении на посту генерального директора СГД, а также о влиянии политической силы на учреждение. И, поскольку это было как бы "без записи", в частной беседе, высказывается она довольно откровенно. (Разговор состоялся 8 августа 2016 года).
Да, теперь можно поднимать вопрос о журналистской этике. Но прославленный своими пьяными скандалами Кайминьш, думается, это переживет.
Разоблачения от экс-кандидата
Об уходе Инары Петерсоне её неудавшаяся приемница говорит следующее:
- Вы сами как думаете, почему Петерсоне ушла? Именно в тот момент, когда она взялась за блок по борьбе с преступностью.
Раньше было так, что она вообще к нему подойти не могла. Нормативы сделаны так, что она даже не могла знать, в каком процессе какое дело находится. Такое было регулирование. И связи с этим фактически, блок борьбы с преступностью жил своей жизнью. И вот, в тот момент, когда она за него взялась, выяснилось: у человека, который давно работает в СГД, дом оказался слишком большим, дочь слишком далеко училась.
Кайминьш: - На неё набросились?
Колегова: - И с дополнением, что этим все не кончится. И тогда она очень быстро ушла. Моя мотивация была такой: мне сказали, что никого другого нет.
О вмешательстве "Единства":
- "Единство" заинтересовано, чтобы меня там не было. Мне даже Петерсоне говорила, что ей указывали: "Надо принять такого-то на работу". Там такой спрут, мне эксперты говорят, что этот спрут через "серую зону" выпускает по полмиллиарда - миллиард в год. Можете представить, какова ставка? Если, например, Колегова первое, что говорит: "давайте работать!" тем двум людям, которые хотят работать. Хотя на самом деле там всех надо разогнать и продезинфицировать. (...) Я не могу всех уволить, но я могу сделать очень хорошую службу внутренней безопасности, которая будет за всеми наблюдать. Мне нужно две вещи: хорошая служба внутренней безопасности и аналитическая служба.
О налогах:
- Если мы возьмем два графика: экономического роста и налогов, то они идут один к одному. Но если мы посмотрим, что в СГД... У СГД нет никакого влияния на то, что происходит с налогами. Это значит, что те, кто платит - платят. А остальные просто не платят.
О чиновниках:
- У нас очень много чиновников. Но когда я вошла в СГД и то, что я там увидела - это просто неадекватно по отношению к остальному государственному аппарату. У меня просто глаза на лоб полезли. Конечно, всего слишком много, надо упростить.
Кайминьш: - Надо уволить?
Колегова: - Если надо, то уволим, но самое главное - надо уволить не 10%, и успокоиться, а надо проанализировать процессы: это можно уменьшить, это перенести, а это можно не делать вовсе, нафиг.
Колегова: "Каминьш нарушил закон!"
После публикации видео Колегова обрушилась с резкой критикой на Кайминьша, который таким образом нарушил закон.
По словам Колеговой, она не знала, что ее разговор с депутатом записывается. "Все в точности до наоборот. Он утверждал, что все устройства выключены и ему, как депутату, необходимы пояснения", - рассказала Колегова. Она указала, сняв разговор на видео, был нарушен закон о Защите данных физических лиц.
Сейчас Колегова думает, как действовать дальше.
Вместо морали
К скандальному видео имеется такое предисловие:
"Служба Госдоходов как большая черная корова, и каждая партия власти хочет выкачать из нее столько, сколько бедная скотинушка может из себя выжать. И все заранее разделено и перераспределено. Так делало предыдущее правительство, так будет делать и нынешнее".
Отметим от себя: эффекта разорвавшейся бомбы от откровений чиновницы не последовало. В сети, конечно, многие ругают "негодяя Кайминьша" и его методы. Однако многие комментаторы пишут очевидное: "Неужели она сказала что-то, что мы ещё не знаем".
Для справки: чем закончился скандал с братом Колеговой
Как сообщалось на минувшей неделе, 9 августа на пресс-конференции премьер-министр Марис Кучинскис заявил, что на границе Латвии была задержана автомашина брата Инги Колеговой, что, по его мнению, является подтверждением наличия в СГД "схем и структур", которые не хотят, чтобы новый руководитель службы внес перемены в учреждение. Он добавил, что в "Единстве" есть люди, которые не желают реформ в СГД.
В последствии оказалось, что в аэропорту была проведена плановая проверка грузов, среди которых, видимо, и был груз фирмы брата Инги Колеговой.
И вот вчера оба инцидента обсуждались на совещании коалиционных партий. После него премьер-министр Марис Кучинскис выразил надежду на то, что все шероховатости сглажены, и призвал "Единство" "подвести черту".
Политики заверили, что, не меняя позиции и принципы, будут работать над переменами в СГД и поисками руководителя учреждения, а также рассмотрит вопрос о повышении его зарплаты. "Я надеюсь на понимание и в дальнейшем буду внимательнее", - сказал Кучинскис.
Сама Колегова в свою очередт заявила: хотя она и отозвать свою кандидатуру на должность руководителя СГД, но госслужбу покидать не собирается - они остается на посту руководителя Государственной службы окружающей среды (ГСОС).
"Я работаю в ГСОС. Я только согласилась на перевод на другую должность на государственной гражданской службе, а сейчас это согласие отозвала", - сказала она.
Тем временем KNAB проверяет декларацию Колеговой.
Ещё одним следствием попытки занять кресло главы СГД станет для Инги Колеговой проверка KNAB. В последнее время публично активно обсуждались декларации чиновницы. Судя по документам, в последние годы она получила почти 1 млн евро дивидендов из прибыли частично принадлежавшего ей ООО "Pallogs" (Подробнее об этом "Вести сегодня" сообщали в номере от 11 августа). Так вот, внимательные читатели заметили, что, судя по годовым отчетам, участники предприятия в эти годы решили не распределять прибыль.
Согласно протоколам собраний акционеров "Pallogs", последние четыре года они принимали решение не распределять прибыль предыдущего года. Протоколы подписаны владельцем 50% долей капитала предприятия, членом правления Элмаром Швиркстсом и доверенным лицом Колеговой - ее братом, председателем правления Марисом Зудансом.
При этом в отчете руководства предприятия за 2015 год указано, что оно предлагает разделить прибыль предыдущих лет. Отчет подписан правлением предприятия - Зудансом, Швикстсом и Айваром Эрелсом.
Между тем, как в декларации о доходах должностного лица Колегова указала, что в 2015 году получила дивиденды от "Pallogs" в размере 320 тыс. евро, в 2014 году - 380 тыс. евро, в 2013 году - 240 тыс. латов (341,5 тыс. евро).
Латвийское объединение регионов (ЛОР) подало в KNAB заявление с просьбой проверить достоверность иформации. Там заявление было принято.
"Вести сегодня", Николай Кудрявцев.