По версии обвиняемых, именно семейные проблемы четы Антоновых были причиной встреч Мамедова, Ханджанова и Антонова накануне убийства Эллы Ивановой — 5 января 2008 года. А вовсе не последние рекомендации для киллера и передача незасвеченного мобильника для связи с ним.
Итак, обвиняемые Мамедов, Ханджанов и Антонов не скрывают: они между собой знакомы.
Мамедов — сотрудник предприятий Игоря Иванова — говорит, что познакомился с Ханджановым лет десять назад, когда начал приходить в его кафе Anar — «покушать блюда кавказской кухни». С Антоновым же они живут в одном доме, дружат семьями. При этом свою связь с убийством Эллы Ивановой Мамедов отрицает категорически:
— С Игорем Ивановым у меня отношения как у подчиненного с работодателем. Никаких личных просьб его я не выполнял. В семейные дела он меня не посвящал. Убийство Эллы Ивановой стало для меня полной неожиданностью. Антонову и Ханджанову я дом Ивановых не показывал, убийство Эллы Ивановой не поручал, мобильный телефон им не давал.
Мамедов не отрицает: 5 января — накануне убийства — он встречался в кафе с Ханджановым и Антоновым. Но совсем не для обсуждения деталей убийства и передачи мобильного телефона, как думает обвинение.
Жена Людвига Антонова просила поговорить с ним о семейных проблемах.
— Мы встретились, разговор шел трудно. Минут через 20 я понял, что вообще не стоило его заводить и ушел, — заявляет обвиняемый.
Этой же версии в своих показаниях придерживается и Асиф Ханджанов:
— Жена Людвига попросила нас поговорить с ним, чтобы он вернулся в семью. 5 января ко мне в кафе пришел Антонов, мы пили чай, разговаривали. Потом пришел Виталий. Мы стали убеждать Антонова вернуться в семью. Но он не захотел. Виталий распсиховался и ушел. А я отвез Антонова к нему домой.
На следующий день, как следует из показаний Ханджанова, он отвез Антнова, по его просьбе, на Таллинское шоссе к гостинице «Балтвилла», там выпустил и поехал дальше по своим делам. При этом Антнов, по словам Ханджанова, оставил у него в машине куртку, барсетку и телефон. Эти вещи Ханджанов сначала возил с собой, а потом, услышав в новостях о том, что его друг арестован, выбросил в мусорный контейнер.
Кто стрелял в Эллу Иванову?
На прошлой неделе свои показания в суде дал Игорь Иванов. Говорить он отказался, он внес их в письменном виде. По словам его адвоката Гунтарса Антомса, позиция его подзащитного не изменилась: Иванов не признает вину в убийстве и лжесвидетельстве против полицейского. Он признает только наличие поддельных документов.
Отговорил на процессе и подозреваемый в исполнении заказа Людвиг Антонов. Он тоже настаивает на своих прежних показаниях: он просто отирался около дома Ивановых в ночь убийства, чтобы выполнить задание, которое ему поручили люди, которым он был должен.
— Почему вы не попросили Ханджанова отвезти вас ближе к дому на улице Скую, вам же пришлось долго идти пешком, — поинтересовалась судья Виганте у Антонова сегодня.
— Я думал, что там будет кража, поэтому решил не вмешивать человека, который совершенно не причем, — ответил Антонов.
Напомним: предполагаемый киллер — Людвиг Антонов свою вину в убийстве Эллы Ивановой категорически отрицает. В зале суда уже демонстрировались видеозаписи, на которых зафиксирована проверка показаний обвиняемого Антонова на месте преступления. Обществу он предлагает такую версию: к убийству Ивановой он непричастен. Просто обычным январским вечером случайно гулял около особняка Ивановых, видимо, несколько часов... Какое-то время прятался за мусорником (небольшой пластмассовый зеленый контейнер, потом к особняку подъехала машина, оттуда вышла Элла Иванова с детьми, с территории дома появился киллер и застрелил женщину. А он (Антонов) в это время уже попытался сбежать в лес. Но тут его подловил настоящий киллер, заставил одеть его свою одежду и забрать оружие.
Кроме отсутствия следов ДНК Антонова защита указала еще на несколько существенных ошибок досудебного следствия. Например, адвокат Русанов особенно напирал на показания эксперта по пороховым газам.
— Эксперты утверждают, что следы пороха длительное время остаются не только на одежде, но и теле стрелявшего, — пояснил защитник. — Кроме того, если человек, который стрелял, основательно потрогал другого человека, то ему эти следы передадутся в обязательном порядке.
Однако, по мнению защитника, полиция на следствии с пороховыми следами немного напортачила. Например, на экспертизу отправлялись смывы с одежды предполагаемого киллера Антонова, и вот результат: эксперт почему-то получил не смывы, а оттиски, на основании, которых он и вынес свое заключение.
— Поэтому далеко не факт, что стрелял именно Антонов, — заявил суду защитник.
Защита иронизирует
Практически весь день защита и обвинение посветили допросу главного следователя по убийству Эллы Ивановой — Солвиты Калве. В итоге, следователь, которая контролировала весь ход расследования по делу убийства Эллы Ивановой, имела весьма бледный вид.
Абсолютно все участники процесса поинтересовались у г-жи Калве: куда же все-таки пропал мобильник предполагаемого киллера Антонова. Как оказалось, следы розовой Nokia пока найти не представляется возможным. Он потерялся во время переезда в новые помещения полиции Рижского региона. «Но мы его все-таки пытаемся найти», — оптимистично заметила г-жа Калве.
Промежуточный финиш: судья Виганте дала следователю Калве время до следующего понедельника для розыска мобильника Антонова. Если телефон к этому времени не будет найден, то она пообещала направить на поиски трубки начальника Госполиции. Принято также решение вызвать на процесс еще около 15 свидетелей со стороны защиты — полицейских участка Саулкрасты, экспертов по ДНК и кинологов. Допрос новых фигурантов дела может растянуться на всю следующую неделю.
Антонов: «Пистолет мне дал какой-то парень»
Людвиг Антонов, по версии обвинения, исполнил заказ. Предполагаемая роль: Антонов, получив от звена «Ханджанов—Мамедов» гонорар и пистолет, застрелил из него Эллу Иванову, а чуть позже попытался застрелить ее шофера Арвида Вилцанса. Но неудачно. После этого он сбросил «ствол» и сбежал в лес.
В лесу его и поймали полицейские — по следу на снегу. Позже, уже в ходе следствия, была засвечена вся цепочка, и дело (по крайней мере на оперативном уровне) казалось раскрытым.
Однако у подсудимого Антонова совсем другая трактовка событий. Вчера в суде демонстрировалась пленка с показаниями: он никого не убивал, а вот шапочку и оружие ему дал настоящий киллер, который подловил его (Антонова) около дома Эллы Ивановой.
Итак, по версии подсудимого, 6 января 2008 года он попил чаю в кафе с Ханджановым и Мамедовым, приятели «поговорили о красивых девушках» и разошлись. Антонов попросил, чтобы Ханджанов заехал за ним вечером — около полуночи. Тот заехал, и они отправились в Балтэзерс.
— Можете показать дорогу? — спрашивает у Антонова дознаватель.
— Да, мы поехали через Улброку, — говорит подозреваемый, и вместе с полицейскими они проделывают тот же путь, что и в вечер убийства Эллы Ивановой.
— Он меня сюда привез, — сообщает полицейским Антонов, когда они по требованию подследственного останавливаются у гостиницы «Балтвилла». — И я пошел в ту сторону (машет рукой по направлению в лес).
Далее, по его словам, «совершенно случайно», приблизительно через 2 км он остановился у мусорного контейнера какого-то дома. (На видео Антонов указывает дом, который оказывается домом Ивановых.)
— Я на дом и не смотрел вовсе, в лес все время смотрел, — говорит Антонов.
Сколько времени он провел у контейнера?
— Минут 40, — отвечает Антонов.
— За 40 минут ни разу не посмотрели на дом? — переспрашивает дознаватель.
— Нет, — настаивает Антонов.
Что дальше? Он, по его словам, услышал выстрелы и женский крик. Откуда они донеслись — он не знает (на дома он же не смотрел). А потом к нему подбежал парень:
— Он дал мне свою шапку, куртку, велел отдать мою и передал пистолет. Сказал: «Беги. Поймают, скажешь, что убил женщину». Я и побежал.
Куда побежал? Антонов показывает — в лес, по направлению к «Статойлу».
— Я в этом районе впервые был, ничего не знал, только видел огни «Статойла».
Следователь попросила Антонова показать место, где он оставил пистолет. Точнее, два: один, по словам обвиняемого, дал ему парень непосредственно в руки, а второй был в кармане куртки.
— Где-то тут положил, — говорит он, когда вместе с полицейскими выходит к Таллинскому шоссе. — Я специально ничего не прятал, не закапывал, просто положил. Дальше за мостом вбежал в лес. Потом бежал до дороги, пока меня не схватили полицейские.
Вот так все и было, утверждает Антонов. Его адвокат Эгон Русанов нам вчера подтвердил: эти показания его подзащитный дал с самого начала и придерживается их до сих пор.
Что важно: в ходе следствия проводился отдельный эксперимент — действительно ли, если стоять ночью около дома Ивановых, то можно увидеть в темноте огни «Статойла»? Видеоотчет об этом вчера также был показан в суде. Так вот: когда включили запись, зрители увидели только темноту — никаких огней с этого места не видно.