Интернет-ресурсы, поддерживающие забастовку, разместят на своих главных страницах текст на черном фоне: «Сайт заблокирован по решению органов государственной власти. Подобное сообщение вы скоро сможете наблюдать вместо своих любимых сайтов».
Программный код для установки забастовочной страницы на сайты желающих присоединиться к акции разработало профессиональное сообщество программистов и IT-специалистов «Хабрахабр», которое в четверг собирается вести мониторинг хода акции и затем опубликовать данные о том, сколько людей узнали таким образом о резком неприятии рунетом нового закона.
Заметят забастовку рядовые пользователи интернета или нет, зависит от того, присоединятся ли к акции крупные порталы, считает сопредседатель «Ассоциации пользователей интернета» Станислав Козловский.
«А вот что точно они заметят, это как с 1 числа компании-правообладатели подадут в суд на «Вконтакте», на Яндекс и YouTube, и где-то дней через пять-шесть окажется, что видео в рунете нет, либо какие-то сайты заблокированы. Я разговаривал со многими правообладателями – у них уже готовы все эти бумаги, они только ждут наступления 1 августа», — пояснил Козловский в интервью Русской службе Би-би-си.
Закон вводит механизм досудебного блокирования интернет-сайтов, незаконно размещающих фильмы, а также ссылки на подобные ресурсы.
Информационные посредники
В минувшее воскресенье в нескольких городах России прошли митинги под лозунгом «За свободный интернет»: в Москве в нем приняли участие несколько сотен человек, в Петербурге — около 150. Акции прошли также в Казани, Томске и Бийске.
На государственном сайте «Российская общественная инициатива» идет сбор подписей за отмену этого закона: на данный момент подписались больше 56 тыс. человек, однако для того, чтобы инициатива поступила на рассмотрение правительства, необходимо собрать 100 тыс. подписей.
В тексте обращения к органам власти говорится, что закон был принят поспешно, без обсуждения с интернет-сообществом и без учета мнения профессионалов отрасли. В числе выступивших против закона упоминаются Яндекс, Google, Mail.ru Group, Афиша-Рамблер-СУП, RU-CENTER, Хостинг-Центр, OZON.RU и представители многих общественных организаций.
Юрист коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры» Саркис Дарбинян уточняет, что крупные поисковики — Яндекс и Google — могут быть привлечены в качестве информационных посредников, хотя из закона и убрали положение о том, что поисковые системы обязаны убирать из результатов поиска ссылки на незаконные ресурсы.
«Посмотрим, как будет развиваться практика. Если их будут привлекать в качестве ответчика в судах, им придется занимать какую-то позицию и как-то реагировать», — сказал Дарбинян в интервью bbcrussian.com.
Эксперты прогнозируют, что принятие законопроекта в текущей редакции повлечет за собой массовый отток российских владельцев сайтов под иностранную юрисдикцию, финансовые потери и широкомасштабные нарушения прав законопослушных российских граждан и компаний.
«Но самое ужасное, что осенью этот закон будет расширен, — предупреждает Станислав Козловский. — Добавятся тексты и музыкальные произведения, а также, видимо, ссылки на них. Литература, музыка, фотографии. А литература – это значит, любые тексты. То есть любая страница в интернете, любой комментарий – это текст, и гиперссылка на них становится, по этому закону, основанием для закрытия сайта».
«Это страшнейшая вещь для интернета: ты же не знаешь – сегодня гиперссылка может вести на одно, а завтра на другое, потому что это другой сайт, ты не контролируешь, что там делается, — продолжает эксперт. — И потом, когда ставишь ссылку, ты не можешь же узнать, лицензионный, легальный там контент или нет. Нельзя же сказать: «Я хочу поставить ссылку – покажите лицензионный договор с автором этого произведения». Бессмысленно это».
Так называемые «торрент-файлы» — весьма популярный способ скачивания различных (в том числе и пиратских) материалов из интернета — также оказываются с 1 августа вне закона.
Создание видимости
Эффективность нового закона крайне сомнительна — в этом сходятся и эксперты интернет-сообщества, и юристы, и представители киноиндустрии, в интересах которой принимался закон.
«Закон никак не поможет в борьбе с пиратством в интернете. Многие торрент-трекеры закупили целый пул IP-адресов и доменных имен, и при блокировке они будут быстренько переезжать на другое имя. Есть огромное количество путей обхода закона, о которых сегодня пишется в сети: и VPN, и TOR, и прокси. Даже сервер Google-переводчика, как сегодня выяснилось, является возможностью для обхода любой блокировки», — расказал Саркис Дарбинян.
Не видит практического смысла в законе и Евгений Гиндилис, независимый продюсер, основатель кинокомпании TVINDIE.
«Это все носит характер скорее создания видимости, чем реальных действий. К сожалению, это нужно было делать 10 лет тому назад, если не 15. Сейчас уже нанесен такой непоправимый ущерб индустрии, с одной стороны, а с другой, она сейчас настолько сидит на игле госдотаций, что в принципе никакого эффекта оздоровительного я не вижу», — считает Евгений Гиндилис.
По его мнению, лоббистам закона из киноиндустрии удалось убедить власти в необходимости закона потому, что государство стало тратить на кино довольно серьезные деньги.
«И чтобы эти деньги не спускались в песок, было принято это драконовское антипиратское законодательство», — заявил Гиндилис в интервью Би-би-си.
«Механизм возмещения не прописан»
По закону, в случае обнаружения «пиратского» содержимого на какой-либо интернет-странице, блокировке будет подлежать только адрес этой страницы, а не весь сайт, к которому она принадлежит, если речь не идет о масштабных правонарушениях.
В документе прописывается механизм, который обяжет провайдеров хостинга и владельцев сайтов удалять «пиратский» контент в течение двух суток после получения заявления правообладателя.
Если владельцы сайта не удалят контент, то хостинг-провайдер будет обязан удалить его сам или заблокировать доступ.
Решение вопроса о применении обеспечительных мер и рассмотрение дел по существу будет находиться в исключительной компетенции Мосгорсуда, который будет принимать заявления круглосуточно: пожаловаться на сайт-нарушитель можно будет в электронном виде.
На обжалование решения суда будет отведено 10 суток. Закон предусматривает денежные штрафы за невыполнение судебного решения.
«Пользователь или владелец сайта, которому неправомерной блокировкой был причинен вред, может требовать возмещения, — признает адвокат Саркис Дарбинян. — Однако механизма возмещения никакого не прописано».
«Как практикующий юрист я знаю сложность доказывания упущенной выгоды и насколько низко оценивают суды моральный вред за нарушение доступа к информации. Насколько смогут пользователи защищать свои права – что связано с наймом адвокатов и другими судебными издержками, – покажет время», — резюмирует эксперт.